Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Инфантильный социально-психологиче­ский тип личности
21:39
Инфантильный социально-психологиче­ский тип личности

Инфантильный социально-психологиче­ский тип личности имеет следу­ющий вид отношений:

1. К людям
К окружающим людям, особенно в новой обстанов­ке, такие дети относятся настороженно, с подозрением, а к своим близким холодны и равнодушны, если те не удовлетворяют их потребностей и капризов. Это совер­шенно безобидные дети, которые ничего плохого не де­лают другим, но и ничего хорошего, так как в основном озабочены удовлетворением своих желаний. Внешне со­здается даже впечатление, что это скромные стеснитель­ные дети, но на самом деле они просто безразличны к окружающим их людям. Им безразлично, что делают окружающие люди, совершают ли безнравственные по­ступки или творят добро. Для них важно, чтобы их не беспокоили. В подростковом возрасте они ищут себе друзей, т. е. тех, на кого они могли бы положиться в дружбе. В товарищеских отношениях дети этого типа, да и взрослые, всегда ведомы. Поэтому их потребности на самом деле очень часто являются отражением интересов их товарищей и друзей. В дружбе не всегда верны, могут предать своего товарища, подвести, если им самим гро­зит опасность. Они совершенно не переносят наказаний и легко поддаются воздействию других людей, если им это выгодно.
Дети этого типа, а также взрослые, главным образом ориентированы на поддержку со стороны. Чрезвычайно зависимы от своих опекунов и чувствуют себя беспомощ­ными и растерянными без них.
2.К деятельности
Это очень своевольный тип личности, который за­нимается лишь тем, что ему нравится. Поэтому, даже при хороших природных интеллектуальных, задатках, если у этих детей нет установки на обучение, то она практически и не формируется в процессе учебной дея­тельности, что приводит к плохой успеваемости. Такие дети в начальной школе не садятся самостоятельно за Подготовку домашних заданий, а, если их заставить за­ниматься, то они бесконечно отвлекаются на свои лю­бимые занятия. Родителей же они принуждают делать за них уроки под различными предлогами: «не понима­ют задание», «не знают, как его выполнить» или ссыла­ются на плохое самочувствие. Уроки, как правило, де­лают долго и формально, записывая все то, что за них сделали родители.
Зато эти дети с удовольствием любят работать рука­ми — пилить, строгать, лепить, разбирать, шить, выши­вать, готовить пищу, играть на музыкальных инструмен­тах или заниматься спортом. В младшем школьном воз­расте могут быть и не заметны ремесленнические наклон­ности, но в средней школе начинают проявляться более
явно.
Если не заметить тяготения этих детей к квазипрофес­сиональным видам деятельности в младшем подростковом возрасте, то в старшем подростковом периоде у этих детей может появиться тенденция к простым способам получения удовольствий, которые могут быть связаны с курением, распитием спиртных напитков или просто бесцельным вре­мяпрепровождением. У этого типа детей утилитарное отно­шение к деятельности. Работа либо должна доставлять удо­вольствие, либо результаты работы должны давать материа­льный достаток для удовлетворения их желания. Прагма­тизм является главной чертой их характера, что отражается на отношении к учебной деятельности, в которой они не видят прока, а отдаленные результаты их не привлекают. Более того, этим детям свойственен способ познания окру­жающего мира от предметного действия к абстрактному восприятию, что не свойственно для современных систем обучения в отечественных школах.
3. К своим возможностям
Так как «инфантильного» типа дети не прошли в детст­ве всех стадий освоения предметного мира и компенсиру­ют этот пробел в школе, то они адекватно оценивают свои возможности. Без страха, но осторожно, тайком, без спро­са пробуют осваивать все, что ранее ими было непознано. Поэтому они никогда не хвастают, чем занимаются или что умеют делать. По-видимому, дети этого типа склонны к занижению своих способностей, так как не уверены в том, что они все делают правильно и достаточно хорошо. Отсюда столь великая секретность того, чем они занима­ются. Обращает внимание то, что к старшему подростко­вому возрасту они начинают претендовать на большую свою значимость в обществе, что делает их ранимыми, так как в действительности занимаемое ими место в социаль­ной группе находится на нижних этажах социальной лест­ницы, а претендовать практически не на что.
4.К коллективу
Данного типа дети в младшем школьном возрасте практически не нуждаются в коллективе, абсолютно к нему равнодушны, точно так же, как и коллектив к ним. Они в основном приглядываются к деталям и делают лишь то, что и все члены коллектива. В период обучения в средней школе эти дети пытаются найти себе друга и очень легко поэтому попадают под влияние или коллек­тива, или лидеров. Особо опасным может быть влияние со стороны неформальных, а порой асоциальных групп, так как дети инфантильного типа не имеют своих мораль­ных устоев и подвержены принятию на веру любой мора­ли, лишь бы ее нормы не мешали получению удовольст­вий, в погоню за которыми они пускаются в подростко­вом возрасте.
В отдельных случаях коллективные отношения им за­меняют их родители, и они абсолютно безразличны как к коллективным интересам, так и к его членам.
5.К себе
Дети инфантильного типа очень любят себя, поэтому никогда не бывают самокритичны и во всех бедах обви­няют других. Как дети, так и взрослые этого типа требуют много внимания к себе. Они любят хорошо одеваться, вкусно есть и наслаждаться жизнью; считают, что все удовольствия в детстве им должны обеспечивать родите­ли, поэтому очень требовательны к ним, а порой бывают жестокими, если их желания не удовлетворяются. Будучи взрослыми, они ищут поддержки во внешних условиях и благодарны любой помощи.
Подростки этого типа и даже взрослые настолько себя любят, что если задеть их самолюбие или стоит им оказа­ться в крайне тупиковой ситуации, то, не находя самосто­ятельно выхода из нее, могут закончить жизнь самоубий­ством. Склонность к суициду связана прежде всего с их беспомощностью перед принятием самостоятельного ре­шения.
6. К критике и замечаниям
Мы уже замечали, что эти дети и взрослые безразлично относятся к критике. Это характерно в особенности для до­школьного и школьного возраста до периода полового со­зревания. До этого момента они «непробиваемы» никакими критическими замечаниями. Однако в период полового со­зревания, как и все подростки, они щепетильно,относятся к замечаниям. В особенности не позволяют это делать близким или учителям, сильно обижаются, впадают в апатию, а при публичном оскорблении готовы «наложить на себя руки». В этот период жизни критика воспринимается ими болезненно и может быть смертельно опасной.
7. К волевым проявлениям
Нельзя назвать детей этого типа безвольными, так как в своих капризах они добиваются всегда успеха. Трудно их назвать неорганизованными или недисциплинирован­ными, так как свою любимую деятельность всегда орга­низуют безупречно. Ведут себя эти дети спокойно, нару­шают дисциплину, как правило, за компанию, так как, оставшись один на один с собой, у них не возникает же­лания шалить, бегать, крушить или еще чего-либо, что делают чрезмерно активные дети. Инициатива их не но­сит социальный характер и чаще всего связана с эгоисти­ческими устремлениями. Такого типа дети могут быть и целеустремленными, если обретают любимую деятель­ность в виде будущей профессии. Это очень часто подтал­кивает их к более успешному обучению, т. е. заставляют работать, напрягая свою волю и в том виде деятельности, который для них. непривлекателен, но во имя любимых занятий могут идти на столь тяжелую жертву, чтобы еще успешнее обучаться.
Таким образом, главными отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к приня­тию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощ­ность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, бе­зответственность, неуверенность в своих силах, неоргани­зованность, недисциплинированность, безынициатив­ность.
Если провести анализ по показателям индивидуаль­ного профиля личности, который характеризует данный тип, то можно убедиться, что для них вторым ярко выра­женным характерологическим свойством является тре­вожность и доминирование.
Психологическая характеристика школьников ин­фантильного социально-педагогического типа объяс­няется развитием следующих личностных факторов по Р. Кеттелу: D — неторопливость, сдержанность, флег­матичность, F — благоразумие, рассудительность, осто­рожность, расслабленность, спокойствие, невозмути­мость.
Школьники инфантильного социально-психологи­ческого типа, действительно, кажутся очень сдержанны­ми, но это у них не от флегматичного темперамента, а прежде всего от безразличия к предлагаемым им видам деятельности, особенно, если они связаны с трудовыми операциями и требуют волевых усилий. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают быстро, когда им предлагают различные развлечения, игры, забавы. Для этих детей больше свойственны не рассудительность и благоразумие, а осторожность, с которой они приступа­ют к делу, а поэтому чаще всего бездействуют дома, сло­няются в поисках занятий, а в школе мечтательно смот­рят в окно.
Спокойствие и невозмутимость, безразличие к резу­льтатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких це­лей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6—7 классу бросают обучение в школе и ведут распущен­ный образ жизни.
Если школьники инфантильного социально-педаго­гического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успевае­мость), то у родителей в подростковый период с такими детьми большие трудности.

Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) детей этого типа педагог должен вводить в коллек­тив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их по­ложительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение — явление временное и скоро пройдет. Жела­тельно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом;
б) учителю следует обратить особое внимание на то, как учащиеся такого типа относятся к своим родителям и близким. Нужно показать ребенку, что его родители яв­ляются не средством удовлетворения его материальных запросов, но, прежде всего, играют в обществе социально
значимую роль;
в) помня, что дети такого типа ведомы, педагогу необ­ходимо быть внимательным к тому, с какими детьми они заводят дружбу, по возможности, регулировать складыва­ющиеся товарищеские отношения, т. к. от этого зависит, насколько активно они будут осваивать общечеловече­ские нравственные ценности.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) учитель с первого дня прихода в школу детей ин­фантильного типа должен брать их на особый контроль и не выпускать из поля зрения, не позволяя учащемуся от­ключаться от работы, заниматься своими делами;
б) если обнаруживается, что дети хорошо выполняют домашние задания, но не в состоянии выполнить само­стоятельную работу в классе, то можно по согласованию с родителями провести недельный или двухнедельный эксперимент. Оставлять после занятий для выполнения до­машнего задания до тех пор, пока оно не будет выполне­но, при этом не помогать ребенку;
в) учителю следует помнить, что учащиеся инфанти­льного социально-психологического типа часто имеют низкий темп обучения, отсутствие установки на обучение и особый способ мыслительной деятельности (от пред­метного действия к абстрактному, а не наоборот). Поэто­му наиболее эффективно индивидуальное обучение таких детей с помощью репетиторов или гувернеров, т. е. до­машних учителей;
г) большое значение для данного типа личности име­ют ситуации, приучающие быстро переключаться с одно­го занятия на другое, которые вполне может создавать учитель как в условиях одного урока, так и во внеучебной деятельности;
д) поучительной может быть ситуация, когда учитель не дает конкретных указаний и инструкций к выполне­нию задания, которое ученик не хочет выполнять, а по­зволит это сделать самостоятельно;
е) можно создавать ситуации освоения новых видов деятельности без образцов и лидеров, где от ученика по­требуется самостоятельный поиск новых вариантов дей­ствий.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) следует помнить, что при всем своеволии эти дети со­вершенно несамостоятельны и не уверены в себе. Поэтому очень важно ставить этих учащихся в ситуации принятия самостоятельных решений, в особенности там, где у них, по их мнению, сложились тупиковые обстоятельства;
б) необходимо всячески способствовать выбору ими видов деятельности или активно рекомендовать занима­ться в различных кружках, секциях, где требуется прояв­ление ремесленнического таланта, т. е. приложение уси­лий рук и интеллекта;
в) раскрываемые такими учащимися в различных видах деятельности хотя бы минимальные способности требуют поощрения и признания их достижений. Для учеников данного типа вера в свои возможности есть первооснова, которая позволит в последующем рас­крыть талант в избранном ими виде деятельности. За­нятия любимым делом потребуют дополнительных зна­ний, таким образом можно будет приобщить их к учеб­ной деятельности.
4. В сфере отношений в коллективе:
а) в отдельных случаях, когда учащиеся инфантильно­го типа проявляют безнравственное поведение по отно­шению к своим близким, товарищам или в целом к клас­су, можно создавать ситуацию временного отказа от об­щения с ним, но не на длительный период времени;
б) педагогу необходимо давать им общественные по­ручения, которые бы поднимали престиж ребенка в гла­зах одноклассников. Такие поручения для начала нужно давать, чтобы он выполнял их с кем-то из своих товари­щей, а затем один;
в) влияние коллектива на инфантильный тип личности чрезвычайно велико, и поэтому учителю необходимо испо­льзовать его для формирования нравственной культуры учащегося в период обучения его в школе, т. к. это один из самых сложных моментов становления их личности.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу необходимо всю свою работу с учащимися построить на преодолении нерешительности, чувства не­полноценности, закомплексованности и прежде всего ложной застенчивости;
б) при общении с этими учащимися нужно постоянно обращаться к его чувству ответственности, поддерживать любые положительные начинания. Особо опасно высмеивать или подавлять инициативу учащихся инфантильно­го типа, т. к. это может привести к непредсказуемым по­следствиям;
в) педагогу желательно постоянно подбадривать уча­щихся этого типа, давать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным и смелым человеком. Сле­дует поощрять его готовность самостоятельно принимать решение и в дальнейшее действовать в соответствии с ним. Этим учащимся можно было бы порекомендовать психотехнические упражнения «Риск — дело благород­ное», «Решительность», «Внутренний голос» .
6. В сфере отношения к критике:
а) особо осторожно и корректно следует учителю обра­щаться с учащимися подобного типа в подростковом возра­сте, т. к. то, что раньше вызывало только обиду, может при­вести в этом периоде к самоубийству. Это связано с тем, что ученик хочет повысить свой статус в группе, не имея воз­можности. Чувство беспомощности, вступающее в проти­воречие с желанием, «сжигает» человека. Поэтому поступки детей инфантильного типа можно публично обсуждать в классе только до старшего подросткового возраста, затем необходимо только индивидуальное собеседование;
б) в младшем школьном возрасте возможна прямая критика действий ребенка с целью направить его к актив­ной деятельности.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) учитель не должен позволять одноклассникам и старшим обижать детей инфантильного социально-педа­гогического типа личности, т. к. они практически никог­да не могут оказать сопротивление;
б) полезными для проявления волевых усилий могут быть ситуации, в которых учитель может вызвать сильное беспокойство и стремление к самозащите или поиску вы­хода из неблагоприятных обстоятельств;
в) педагогу по возможности в условиях школы для этого типа учащихся полезно создавать ситуации длите­льных физических или психологических перегрузок, ко­торые могли бы мобилизовать ученика на преодоление возникающих перед ним трудностей.
Просмотров: 3310 | Добавил: psyholog | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: