21:39 Инфантильный социально-психологический тип личности |
Инфантильный социально-психологический тип личности имеет следующий вид отношений: К окружающим людям, особенно в новой обстановке, такие дети относятся настороженно, с подозрением, а к своим близким холодны и равнодушны, если те не удовлетворяют их потребностей и капризов. Это совершенно безобидные дети, которые ничего плохого не делают другим, но и ничего хорошего, так как в основном озабочены удовлетворением своих желаний. Внешне создается даже впечатление, что это скромные стеснительные дети, но на самом деле они просто безразличны к окружающим их людям. Им безразлично, что делают окружающие люди, совершают ли безнравственные поступки или творят добро. Для них важно, чтобы их не беспокоили. В подростковом возрасте они ищут себе друзей, т. е. тех, на кого они могли бы положиться в дружбе. В товарищеских отношениях дети этого типа, да и взрослые, всегда ведомы. Поэтому их потребности на самом деле очень часто являются отражением интересов их товарищей и друзей. В дружбе не всегда верны, могут предать своего товарища, подвести, если им самим грозит опасность. Они совершенно не переносят наказаний и легко поддаются воздействию других людей, если им это выгодно. Дети этого типа, а также взрослые, главным образом ориентированы на поддержку со стороны. Чрезвычайно зависимы от своих опекунов и чувствуют себя беспомощными и растерянными без них. 2.К деятельности Это очень своевольный тип личности, который занимается лишь тем, что ему нравится. Поэтому, даже при хороших природных интеллектуальных, задатках, если у этих детей нет установки на обучение, то она практически и не формируется в процессе учебной деятельности, что приводит к плохой успеваемости. Такие дети в начальной школе не садятся самостоятельно за Подготовку домашних заданий, а, если их заставить заниматься, то они бесконечно отвлекаются на свои любимые занятия. Родителей же они принуждают делать за них уроки под различными предлогами: «не понимают задание», «не знают, как его выполнить» или ссылаются на плохое самочувствие. Уроки, как правило, делают долго и формально, записывая все то, что за них сделали родители. Зато эти дети с удовольствием любят работать руками — пилить, строгать, лепить, разбирать, шить, вышивать, готовить пищу, играть на музыкальных инструментах или заниматься спортом. В младшем школьном возрасте могут быть и не заметны ремесленнические наклонности, но в средней школе начинают проявляться более явно. Если не заметить тяготения этих детей к квазипрофессиональным видам деятельности в младшем подростковом возрасте, то в старшем подростковом периоде у этих детей может появиться тенденция к простым способам получения удовольствий, которые могут быть связаны с курением, распитием спиртных напитков или просто бесцельным времяпрепровождением. У этого типа детей утилитарное отношение к деятельности. Работа либо должна доставлять удовольствие, либо результаты работы должны давать материальный достаток для удовлетворения их желания. Прагматизм является главной чертой их характера, что отражается на отношении к учебной деятельности, в которой они не видят прока, а отдаленные результаты их не привлекают. Более того, этим детям свойственен способ познания окружающего мира от предметного действия к абстрактному восприятию, что не свойственно для современных систем обучения в отечественных школах. 3. К своим возможностям Так как «инфантильного» типа дети не прошли в детстве всех стадий освоения предметного мира и компенсируют этот пробел в школе, то они адекватно оценивают свои возможности. Без страха, но осторожно, тайком, без спроса пробуют осваивать все, что ранее ими было непознано. Поэтому они никогда не хвастают, чем занимаются или что умеют делать. По-видимому, дети этого типа склонны к занижению своих способностей, так как не уверены в том, что они все делают правильно и достаточно хорошо. Отсюда столь великая секретность того, чем они занимаются. Обращает внимание то, что к старшему подростковому возрасту они начинают претендовать на большую свою значимость в обществе, что делает их ранимыми, так как в действительности занимаемое ими место в социальной группе находится на нижних этажах социальной лестницы, а претендовать практически не на что. 4.К коллективу Данного типа дети в младшем школьном возрасте практически не нуждаются в коллективе, абсолютно к нему равнодушны, точно так же, как и коллектив к ним. Они в основном приглядываются к деталям и делают лишь то, что и все члены коллектива. В период обучения в средней школе эти дети пытаются найти себе друга и очень легко поэтому попадают под влияние или коллектива, или лидеров. Особо опасным может быть влияние со стороны неформальных, а порой асоциальных групп, так как дети инфантильного типа не имеют своих моральных устоев и подвержены принятию на веру любой морали, лишь бы ее нормы не мешали получению удовольствий, в погоню за которыми они пускаются в подростковом возрасте. В отдельных случаях коллективные отношения им заменяют их родители, и они абсолютно безразличны как к коллективным интересам, так и к его членам. 5.К себе Дети инфантильного типа очень любят себя, поэтому никогда не бывают самокритичны и во всех бедах обвиняют других. Как дети, так и взрослые этого типа требуют много внимания к себе. Они любят хорошо одеваться, вкусно есть и наслаждаться жизнью; считают, что все удовольствия в детстве им должны обеспечивать родители, поэтому очень требовательны к ним, а порой бывают жестокими, если их желания не удовлетворяются. Будучи взрослыми, они ищут поддержки во внешних условиях и благодарны любой помощи. Подростки этого типа и даже взрослые настолько себя любят, что если задеть их самолюбие или стоит им оказаться в крайне тупиковой ситуации, то, не находя самостоятельно выхода из нее, могут закончить жизнь самоубийством. Склонность к суициду связана прежде всего с их беспомощностью перед принятием самостоятельного решения. 6. К критике и замечаниям Мы уже замечали, что эти дети и взрослые безразлично относятся к критике. Это характерно в особенности для дошкольного и школьного возраста до периода полового созревания. До этого момента они «непробиваемы» никакими критическими замечаниями. Однако в период полового созревания, как и все подростки, они щепетильно,относятся к замечаниям. В особенности не позволяют это делать близким или учителям, сильно обижаются, впадают в апатию, а при публичном оскорблении готовы «наложить на себя руки». В этот период жизни критика воспринимается ими болезненно и может быть смертельно опасной. 7. К волевым проявлениям Нельзя назвать детей этого типа безвольными, так как в своих капризах они добиваются всегда успеха. Трудно их назвать неорганизованными или недисциплинированными, так как свою любимую деятельность всегда организуют безупречно. Ведут себя эти дети спокойно, нарушают дисциплину, как правило, за компанию, так как, оставшись один на один с собой, у них не возникает желания шалить, бегать, крушить или еще чего-либо, что делают чрезмерно активные дети. Инициатива их не носит социальный характер и чаще всего связана с эгоистическими устремлениями. Такого типа дети могут быть и целеустремленными, если обретают любимую деятельность в виде будущей профессии. Это очень часто подталкивает их к более успешному обучению, т. е. заставляют работать, напрягая свою волю и в том виде деятельности, который для них. непривлекателен, но во имя любимых занятий могут идти на столь тяжелую жертву, чтобы еще успешнее обучаться. Таким образом, главными отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, безответственность, неуверенность в своих силах, неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность. Если провести анализ по показателям индивидуального профиля личности, который характеризует данный тип, то можно убедиться, что для них вторым ярко выраженным характерологическим свойством является тревожность и доминирование. Психологическая характеристика школьников инфантильного социально-педагогического типа объясняется развитием следующих личностных факторов по Р. Кеттелу: D — неторопливость, сдержанность, флегматичность, F — благоразумие, рассудительность, осторожность, расслабленность, спокойствие, невозмутимость. Школьники инфантильного социально-психологического типа, действительно, кажутся очень сдержанными, но это у них не от флегматичного темперамента, а прежде всего от безразличия к предлагаемым им видам деятельности, особенно, если они связаны с трудовыми операциями и требуют волевых усилий. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают быстро, когда им предлагают различные развлечения, игры, забавы. Для этих детей больше свойственны не рассудительность и благоразумие, а осторожность, с которой они приступают к делу, а поэтому чаще всего бездействуют дома, слоняются в поисках занятий, а в школе мечтательно смотрят в окно. Спокойствие и невозмутимость, безразличие к результатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких целей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6—7 классу бросают обучение в школе и ведут распущенный образ жизни. Если школьники инфантильного социально-педагогического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успеваемость), то у родителей в подростковый период с такими детьми большие трудности. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа 1. В сфере отношения к людям:а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение — явление временное и скоро пройдет. Желательно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом; б) учителю следует обратить особое внимание на то, как учащиеся такого типа относятся к своим родителям и близким. Нужно показать ребенку, что его родители являются не средством удовлетворения его материальных запросов, но, прежде всего, играют в обществе социально значимую роль; в) помня, что дети такого типа ведомы, педагогу необходимо быть внимательным к тому, с какими детьми они заводят дружбу, по возможности, регулировать складывающиеся товарищеские отношения, т. к. от этого зависит, насколько активно они будут осваивать общечеловеческие нравственные ценности. 2. В сфере отношения к деятельности: а) учитель с первого дня прихода в школу детей инфантильного типа должен брать их на особый контроль и не выпускать из поля зрения, не позволяя учащемуся отключаться от работы, заниматься своими делами; б) если обнаруживается, что дети хорошо выполняют домашние задания, но не в состоянии выполнить самостоятельную работу в классе, то можно по согласованию с родителями провести недельный или двухнедельный эксперимент. Оставлять после занятий для выполнения домашнего задания до тех пор, пока оно не будет выполнено, при этом не помогать ребенку; в) учителю следует помнить, что учащиеся инфантильного социально-психологического типа часто имеют низкий темп обучения, отсутствие установки на обучение и особый способ мыслительной деятельности (от предметного действия к абстрактному, а не наоборот). Поэтому наиболее эффективно индивидуальное обучение таких детей с помощью репетиторов или гувернеров, т. е. домашних учителей; г) большое значение для данного типа личности имеют ситуации, приучающие быстро переключаться с одного занятия на другое, которые вполне может создавать учитель как в условиях одного урока, так и во внеучебной деятельности; д) поучительной может быть ситуация, когда учитель не дает конкретных указаний и инструкций к выполнению задания, которое ученик не хочет выполнять, а позволит это сделать самостоятельно; е) можно создавать ситуации освоения новых видов деятельности без образцов и лидеров, где от ученика потребуется самостоятельный поиск новых вариантов действий. 3. В сфере отношения к своим возможностям: а) следует помнить, что при всем своеволии эти дети совершенно несамостоятельны и не уверены в себе. Поэтому очень важно ставить этих учащихся в ситуации принятия самостоятельных решений, в особенности там, где у них, по их мнению, сложились тупиковые обстоятельства; б) необходимо всячески способствовать выбору ими видов деятельности или активно рекомендовать заниматься в различных кружках, секциях, где требуется проявление ремесленнического таланта, т. е. приложение усилий рук и интеллекта; в) раскрываемые такими учащимися в различных видах деятельности хотя бы минимальные способности требуют поощрения и признания их достижений. Для учеников данного типа вера в свои возможности есть первооснова, которая позволит в последующем раскрыть талант в избранном ими виде деятельности. Занятия любимым делом потребуют дополнительных знаний, таким образом можно будет приобщить их к учебной деятельности. 4. В сфере отношений в коллективе: а) в отдельных случаях, когда учащиеся инфантильного типа проявляют безнравственное поведение по отношению к своим близким, товарищам или в целом к классу, можно создавать ситуацию временного отказа от общения с ним, но не на длительный период времени; б) педагогу необходимо давать им общественные поручения, которые бы поднимали престиж ребенка в глазах одноклассников. Такие поручения для начала нужно давать, чтобы он выполнял их с кем-то из своих товарищей, а затем один; в) влияние коллектива на инфантильный тип личности чрезвычайно велико, и поэтому учителю необходимо использовать его для формирования нравственной культуры учащегося в период обучения его в школе, т. к. это один из самых сложных моментов становления их личности. 5. В сфере отношения к себе: а) педагогу необходимо всю свою работу с учащимися построить на преодолении нерешительности, чувства неполноценности, закомплексованности и прежде всего ложной застенчивости; б) при общении с этими учащимися нужно постоянно обращаться к его чувству ответственности, поддерживать любые положительные начинания. Особо опасно высмеивать или подавлять инициативу учащихся инфантильного типа, т. к. это может привести к непредсказуемым последствиям; в) педагогу желательно постоянно подбадривать учащихся этого типа, давать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным и смелым человеком. Следует поощрять его готовность самостоятельно принимать решение и в дальнейшее действовать в соответствии с ним. Этим учащимся можно было бы порекомендовать психотехнические упражнения «Риск — дело благородное», «Решительность», «Внутренний голос» . 6. В сфере отношения к критике: а) особо осторожно и корректно следует учителю обращаться с учащимися подобного типа в подростковом возрасте, т. к. то, что раньше вызывало только обиду, может привести в этом периоде к самоубийству. Это связано с тем, что ученик хочет повысить свой статус в группе, не имея возможности. Чувство беспомощности, вступающее в противоречие с желанием, «сжигает» человека. Поэтому поступки детей инфантильного типа можно публично обсуждать в классе только до старшего подросткового возраста, затем необходимо только индивидуальное собеседование; б) в младшем школьном возрасте возможна прямая критика действий ребенка с целью направить его к активной деятельности. 7. В сфере отношения к волевым проявлениям: а) учитель не должен позволять одноклассникам и старшим обижать детей инфантильного социально-педагогического типа личности, т. к. они практически никогда не могут оказать сопротивление; б) полезными для проявления волевых усилий могут быть ситуации, в которых учитель может вызвать сильное беспокойство и стремление к самозащите или поиску выхода из неблагоприятных обстоятельств; в) педагогу по возможности в условиях школы для этого типа учащихся полезно создавать ситуации длительных физических или психологических перегрузок, которые могли бы мобилизовать ученика на преодоление возникающих перед ним трудностей. |
|
Всего комментариев: 0 | |