Главная » Статьи » Рекомендации родителям » Мои статьи |
Конформный социально-психологический тип личности ребенка
Конформный социально-психологический тип личности ребенка Для него характерны следующие виды отношений:1. К людям Дети данного типа отличаются от других тем, что очень веселы и подвижны в играх со сверстниками. Однако товарищи с детьми «конформного» типа играют неохотно. Ученики их считают «подхалимами», «ябедами», «подлизами», так как они передают учителю все, что делают их товарищи. Такие учащиеся при удобном случае стараются угодить учителю и понравиться. Когда им это удается, они становятся грубыми, самоуверенными, высокомерными со своими товарищами. Стараясь унизить их, они постоянно чем-то в классе хвастают. Хвастовство, так же, как и ложь, является второй их натурой. Во всем руководствуются только личной выгодой и совершенно безучастны к страданиям, лишениям и заботам других, хотя внешне могут и выразить сочувствие. В обращении с людьми они просты, стараются быть фамильярными с теми, от которых зависят, заискивают перед ними и подхалимничают. 2.К деятельности Дети этого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция для них характерна во все возрастные периоды жизни. Работая, они быстро устают, а поэтому стремятся под всякого рода предлогами отказаться от работы, увильнуть или устроить отвлекающее всех мероприятие. Им свойственна высокая активность, но она всегда направлена на поиск личной выгоды, поэтому они недобросовестно относятся к поручаемым им обязанностям. В юношеском возрасте и зрелом периоде жизни люди этого типа умеют мастерски создавать видимость большой деятельности, будучи руководителями коллектива, они имеют либеральный стиль управления людьми. Легко переступают через любые правила и запреты, для них не существует нравственных норм. У них всегда все хорошо, поскольку, мастерски хитря и подставляя других, они искусно «выходят сухими из воды» при любых ситуациях. 3. К своим возможностям С раннего детства для них не существует ничего невозможного, так как путем ласки, обмана и даже подкупа добиваются удовлетворения всех своих потребностей. Постепенно это создает высокую уверенность в себе, что' часто граничит с самоуверенностью. Но все достигаемое ими в жизни зависит от других людей, они используют их для удовлетворения своих планов, что делает их уязвимыми и зависимыми от других. Безответственно могут обещать людям гораздо больше, чем могут сделать на самом деле. Поэтому на них никогда нельзя положиться, так как они могут обмануть и вовсе не сознательно, и не по злобе, а просто так, потому что обещая, хотелось выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. 4. К коллективу Это единственный тип детей, который не может обходиться без детского коллектива. Среди людей они чувствуют себя «как рыба в воде». Коллектив для них — это «поле» для интриг и выгодных сделок или просто наличие объектов для обирательства. Они берут понравившиеся им чужие вещи на время, а потом присваивают насовсем. Им безразлично общественное мнение коллектива, хотя внешне они могут руководствоваться интересами коллектива. Они прикидываются бескорыстными людьми, готовыми отдать все до последнего, что у них есть. Но на самом же деле они скупые и жадные, никогда не упускающие своего интереса. Внешняя же бескорыстность - это только средство для завоевания влияния на другого человека с целью вхождения к нему в доверие, чтобы в последующем взять гораздо больше, чем когда-то отдавал сам. В младшем подростковом возрасте сверстники не любят этих детей, не желают с ними играть, частенько их даже поколачивают за то, что они любимчики учителей и ябеды. Однако в средних и старших классах не ябедничают в открытую, а наушничают, если об этом их просят учителя. 5. К себе Очень любят себя. Любят наряжаться, смотреться в зеркало. Любовь к себе столь велика, что эгоистическая направленность пронизывает весь их образ мыслей и жизни. Смысл их жизни — удовлетворение своих личных потребностей, которые очень часто не связаны с социальными, поэтому их не интересует ни процесс деятельности, ни его результаты. Для них главное — использовать результат, притом не важно чей, в своих корыстных целях. Поэтому они никогда не бывают требовательными к себе, но других могут упрекать за многие недостатки. Они совершенно не самокритичны, поэтому редко кто из^такого типа мог бьц заниматься самовоспитанием. Зато подростки и взрослые этого типа могут быть наглыми, самоуверенными, циничными, всегда готовыми ради своих удовольствий других принести в жертву. 6.К критике Критику дети и взрослые этого типа практически не воспринимают. Они не возмущаются, не протестуют против критических замечаний в свой адрес, они их просто не замечают. Более того, люди конформного типа пытаются оправдаться. У них множество аргументов, с помощью которых они могут обвинить кого угодно, но только не себя. Такое отношение к замечаниям делает их изворотливыми, для себя всегда непогрешимыми, а самое главное, дает им возможность всегда оставаться в присутствии хорошего духа и веселого безоблачного настроения. 7. К волевым проявлениям Волевые проявления носят чисто конъюнктурный характер. Если им выгодно, то они могут быть организованными, дисциплинированными, инициативными. Однако это все внешняя формальная сторона их волевых проявлений на небольшой промежуток времени, после чего они опять могут возвращаться в свое прошлое состояние, позволяющее им вести себя так, как им вздумается или наиболее удобно и выгодно. У этого типа детей очень часто может проявляться высокая целеустремленность, чаще всего она связана с такими установками, которые прямо или косвенно позволяют удовлетворить жизненно важные их потребности. Поэтому мотивы их деятельности жестко связаны с чисто корыстными интересами. Таким образом, конформное характерологическое свойство включает в свое содержание следующие качества: нечестность, хвастовство, хитрость и изворотливость, отсутствие чуткости к людям, извлечение из всего личной выгоды, скупость и жадность, требовательность только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевета, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность. Проявление отмеченных личностных качеств позволяет им быстро приспособиться к педагогическим воздействиям. Личностные качества имеют явно нравственный изъян, - свидетельствующий больше о моральной дисгармонии учащихся данного типа, чем о психологической аномалии. Личностные качества позволяют «конформному» социально-психологическому типу личности выходить из любых сложнейших ситуаций достаточно успешно, не чувствуя и не переживая нравственный дискомфорт. Однако для нас было открытием, что дети «конформного» характерологического типа имеют низкий интеллектуальный показатель. В школе они обучаются удовлетворительно за счет построения хороших взаимоотношений с учителями. Вероятно, этим объясняется секрет, почему учащиеся всяческим образом стремятся войти в доверие к учителю, используя в этих целях ласку, угодничество, ябедничество, лесть, подхалимство. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми конформного социально-психологического типа 1. Отношение родителей к деятельности ребенка:а) систематически контролировать действия ребенка, особенно в тех случаях, когда он начинает лгать, уклоняется от правдивых ответов, придумывает невероятные истории в свое оправдание. Следует обратить внимание на деньги и вещи, которые появляются в доме как будто взятые на время, напрокат, полученные в результате обмена. Все это следует возвращать истинным владельцам. Родителей должны интересовать способы получения их детьми удовольствий, в которых те остро нуждаются, так как невозможность удовлетворения желаемого может толкнуть детей на откровенное воровство, мошенничество и вымогательство как в скрытых, так и в открытых формах; б) не водить детей в общество, где употребляют спиртные напитки и развлекаются взрослые. Необходимо либо оставить ребенка дома, либо отвести в гостях помещение, где бы ребенок мог играть самостоятельно или с другими детьми; в) нельзя безразлично относиться к потребностям ребенка. Во-первых, их необходимо формировать самим родителям в соответствии со своими материальными и духовными возможностями. Во-вторых, потребности ребенка должны удовлетворяться естественным способом; г) исключить все спекулятивные способы, которые бы ребенка подталкивали к получению самого необходимого путем ласки, мелкого подхалимажа либо путем торга по типу: «Если ты сделаешь это, то получишь то, что желаешь». Следует помнить, что выполнить эту рекомендацию очень сложно как родителям, так и ребенку, особенно если он уже школьного возраста, так как стереотип сложившихся отношений разрушается за более длительное время, чем формируется; д) надо помнить, что в подростковый период дети такого типа требуют особо пристального внимания, так как резко расширяются потребности в получении удовольствий, на которые может не хватить не только денег, но и времени. Поэтому такие дети могут длительное время не ходить в школу, имитируя успешность своего пребывания в ней. Родителям для осуществления контроля необходимо ежедневно посещать школу и проявлять искренний, неформальный интерес к учебным проблемам подростка; е) бдительность родителей ни в коем случае не должна нести на себе печать подозрительности или недоверия к ребенку. Контроль должен способствовать пресечению непоследовательных сумбурных действий ребенка, из которых он пытается извлечь для себя выгоду. 2. Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения: а) необходимо отказаться от ситуативных наказаний, т. е. когда родители в зависимости от своего настроения за один и тот же проступок ребенка могут наказать или поощрить; б) перейти к ровным отношениям с ребенком, т. е. не должно быть повышенного заискивания перед ребенком на глазах окружающих и безразличия и грубости по отношению к ребенку в кругу семьи; в) не использовать метод поощрения для достижения собственной выгоды: вызывать у ребенка чувство преданности и любви к родителям, принуждать к выполнению заданий, которые должны быть внутренней потребностью ребенка; г) отказаться от одновременного использования методов наказания и поощрения, когда необходимо только наказание. Это случается, если отношения между ребенком и родителями строятся с ориентацией на окружающих; д) следует адекватно относиться к совершаемым ребенком проступкам, не завышать меру наказания или, наоборот, не поощрять безмерно заслуги ребенка. 3. Отношение родителей к ребенку: а) необходимо определиться в своих чувствах к ребенку и не менять их в зависимости от его поведения; 6) исключить проявление всех форм вымогательства, т. е. когда с помощью ласки, подкупа родителей ребенок добивается исполнения своих капризов; в) прекратить строить свои взаимоотношения с ребенком на спекулятивной основе или взаимных уступках, чтобы исключить формирование установки на ожидание выгоды. 4. Отношение родителей к окружающим людям: а) отказаться от демонстрации ребенку образцов двуличного отношения к окружающим, т. к. до 7-летнего возраста ребенок подражает поведению старших; б) следует обратить внимание на последовательность своих действий: исключить обсуждение друзей, знакомых в присутствии ребенка, отказаться от формального соблюдения нравственных форм поведения в обществе и перейти к действиям по совести, требуя от ребенка того же; в) исключить из своих действий демонстрацию образцов поведения, способствующих поиску личной выгоды в ущерб другим за счет обмана, подкупа, хитрости, ловкачества, изворотливости. 5. Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей: а) исключить формирование нравственных норм поведения за счет мер поощрения или запугивания; б) начать диалог с ребенком об оценке им собственных поступков и действий, исходя из ущерба или полезности, приносимой окружающим людям. 6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка: а) предоставить ребенку свободу выбора занятий, требующих интеллектуальной деятельности, а не сводить действия ребенка только выгодным операциям для них или для самих родителей; б) не пытаться обучать ребенка в школе за счет подкупа учителя, требуя от Него благожелательного и снисходительного отношения к своему ребенку; в) увлекать ребенка серьезными совместными занятиями, требующими концентрации внимания, напряжения памяти, систематизации виденного и услышанного, и, самое главное, всегда доводить до конца начатое ребенком интеллектуальное занятие, не бросая его на полпути при возникновении трудностей. УСПЕХОВ! | |
Просмотров: 3877 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |