Главная » Статьи » Рекомендации родителям » Мои статьи

Конформный социально-психоло­гический тип личности ребенка
 Конформный социально-психоло­гический тип личности ребенка
 Для него характерны следующие виды отношений:
1. К людям
Дети данного типа отличаются от других тем, что очень веселы и подвижны в играх со сверстниками. Однако товарищи с детьми «конформного» типа играют неохот­но. Ученики их считают «подхалимами», «ябедами», «под­лизами», так как они передают учителю все, что делают их товарищи.
Такие учащиеся при удобном случае стараются уго­дить учителю и понравиться. Когда им это удается, они становятся грубыми, самоуверенными, высокомерными со своими товарищами. Стараясь унизить их, они посто­янно чем-то в классе хвастают. Хвастовство, так же, как и ложь, является второй их натурой. Во всем руководству­ются только личной выгодой и совершенно безучастны к страданиям, лишениям и заботам других, хотя внешне могут и выразить сочувствие.
В обращении с людьми они просты, стараются быть фамильярными с теми, от которых зависят, заискивают перед ними и подхалимничают.
2.К деятельности
Дети этого типа не любят ни умственный, ни физиче­ский труд. Эта тенденция для них характерна во все воз­растные периоды жизни. Работая, они быстро устают, а поэтому стремятся под всякого рода предлогами отказа­ться от работы, увильнуть или устроить отвлекающее всех мероприятие. Им свойственна высокая активность, но она всегда направлена на поиск личной выгоды, поэтому они недобросовестно относятся к поручаемым им обя­занностям. В юношеском возрасте и зрелом периоде жиз­ни люди этого типа умеют мастерски создавать видимость большой деятельности, будучи руководителями коллек­тива, они имеют либеральный стиль управления людьми. Легко переступают через любые правила и запреты, для них не существует нравственных норм. У них всегда все хорошо, поскольку, мастерски хитря и подставляя дру­гих, они искусно «выходят сухими из воды» при любых ситуациях.
3. К своим возможностям
С раннего детства для них не существует ничего не­возможного, так как путем ласки, обмана и даже подкупа добиваются удовлетворения всех своих потребностей. Постепенно это создает высокую уверенность в себе, что' часто граничит с самоуверенностью. Но все достигаемое ими в жизни зависит от других людей, они используют их для удовлетворения своих планов, что делает их уязвимы­ми и зависимыми от других. Безответственно могут обе­щать людям гораздо больше, чем могут сделать на самом деле. Поэтому на них никогда нельзя положиться, так как они могут обмануть и вовсе не сознательно, и не по зло­бе, а просто так, потому что обещая, хотелось выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.
4. К коллективу
Это единственный тип детей, который не может обхо­диться без детского коллектива. Среди людей они чувст­вуют себя «как рыба в воде». Коллектив для них — это «поле» для интриг и выгодных сделок или просто наличие объектов для обирательства. Они берут понравившиеся им чужие вещи на время, а потом присваивают насовсем. Им безразлично общественное мнение коллектива, хотя внешне они могут руководствоваться интересами коллек­тива.
Они прикидываются бескорыстными людьми, гото­выми отдать все до последнего, что у них есть. Но на са­мом же деле они скупые и жадные, никогда не упускаю­щие своего интереса. Внешняя же бескорыстность -  это только средство для завоевания влияния на другого чело­века с целью вхождения к нему в доверие, чтобы в после­дующем взять гораздо больше, чем когда-то отдавал сам.
В младшем подростковом возрасте сверстники не лю­бят этих детей, не желают с ними играть, частенько их даже поколачивают за то, что они любимчики учителей и ябеды. Однако в средних и старших классах не ябеднича­ют в открытую, а наушничают, если об этом их просят учителя.
5. К себе
Очень любят себя. Любят наряжаться, смотреться в зеркало. Любовь к себе столь велика, что эгоистическая направленность пронизывает весь их образ мыслей и жизни. Смысл их жизни — удовлетворение своих лич­ных потребностей, которые очень часто не связаны с социальными, поэтому их не интересует ни процесс де­ятельности, ни его результаты. Для них главное — ис­пользовать результат, притом не важно чей, в своих ко­рыстных целях. Поэтому они никогда не бывают требо­вательными к себе, но других могут упрекать за многие недостатки. Они совершенно не самокритичны, поэто­му редко кто из^такого типа мог бьц заниматься само­воспитанием. Зато подростки и взрослые этого типа могут быть наглыми, самоуверенными, циничными, всегда готовыми ради своих удовольствий других при­нести в жертву.
6.К критике
Критику дети и взрослые этого типа практически не воспринимают. Они не возмущаются, не протестуют про­тив критических замечаний в свой адрес, они их просто не замечают.
Более того, люди конформного типа пытаются оправ­даться. У них множество аргументов, с помощью которых они могут обвинить кого угодно, но только не себя. Такое отношение к замечаниям делает их изворотливыми, для себя всегда непогрешимыми, а самое главное, дает им возможность всегда оставаться в присутствии хорошего духа и веселого безоблачного настроения.
7. К волевым проявлениям
Волевые проявления носят чисто конъюнктурный ха­рактер. Если им выгодно, то они могут быть организован­ными, дисциплинированными, инициативными. Однако это все внешняя формальная сторона их волевых прояв­лений на небольшой промежуток времени, после чего они опять могут возвращаться в свое прошлое состояние, позволяющее им вести себя так, как им вздумается или наиболее удобно и выгодно.
У этого типа детей очень часто может проявляться вы­сокая целеустремленность, чаще всего она связана с та­кими установками, которые прямо или косвенно позво­ляют удовлетворить жизненно важные их потребности. Поэтому мотивы их деятельности жестко связаны с чисто корыстными интересами.
Таким образом, конформное характерологическое свойство включает в свое содержание следующие качест­ва: нечестность, хвастовство, хитрость и изворотливость, отсутствие чуткости к людям, извлечение из всего личной выгоды, скупость и жадность, требовательность только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевета, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безраз­личие к безнравственным поступкам других, подхалимст­во, недобросовестность.
Проявление отмеченных личностных качеств позволяет им быстро приспособиться к педагогическим воздействиям. Личностные качества имеют явно нравственный изъян, - свидетельствующий больше о моральной дисгармонии уча­щихся данного типа, чем о психологической аномалии. Личностные качества позволяют «конформному» социаль­но-психологическому типу личности выходить из любых сложнейших ситуаций достаточно успешно, не чувствуя и не переживая нравственный дискомфорт.
Однако для нас было открытием, что дети «конформ­ного» характерологического типа имеют низкий интел­лектуальный показатель. В школе они обучаются удов­летворительно за счет построения хороших взаимоотно­шений с учителями. Вероятно, этим объясняется секрет, почему учащиеся всяческим образом стремятся войти в доверие к учителю, используя в этих целях ласку, угодни­чество, ябедничество, лесть, подхалимство.

Коррекция взаимоотношений родителей с детьми конформного социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) систематически контролировать действия ребенка, особенно в тех случаях, когда он начинает лгать, уклоня­ется от правдивых ответов, придумывает невероятные истории в свое оправдание. Следует обратить внимание на деньги и вещи, которые появляются в доме как будто взятые на время, напрокат, полученные в результате об­мена. Все это следует возвращать истинным владельцам. Родителей должны интересовать способы получения их детьми удовольствий, в которых те остро нуждаются, так как невозможность удовлетворения желаемого может толкнуть детей на откровенное воровство, мошенниче­ство и вымогательство как в скрытых, так и в открытых формах;
б) не водить детей в общество, где употребляют спир­тные напитки и развлекаются взрослые. Необходимо либо оставить ребенка дома, либо отвести в гостях поме­щение, где бы ребенок мог играть самостоятельно или с другими детьми;
в) нельзя безразлично относиться к потребностям ре­бенка. Во-первых, их необходимо формировать самим родителям в соответствии со своими материальными и духовными возможностями. Во-вторых, потребности ре­бенка должны удовлетворяться естественным способом;
г) исключить все спекулятивные способы, которые бы ребенка подталкивали к получению самого необходимого путем ласки, мелкого подхалимажа либо путем торга по типу: «Если ты сделаешь это, то получишь то, что желаешь». Следует помнить, что выполнить эту рекоменда­цию очень сложно как родителям, так и ребенку, особен­но если он уже школьного возраста, так как стереотип сложившихся отношений разрушается за более длитель­ное время, чем формируется;
д) надо помнить, что в подростковый период дети тако­го типа требуют особо пристального внимания, так как рез­ко расширяются потребности в получении удовольствий, на которые может не хватить не только денег, но и времени. Поэтому такие дети могут длительное время не ходить в школу, имитируя успешность своего пребывания в ней. Ро­дителям для осуществления контроля необходимо ежеднев­но посещать школу и проявлять искренний, неформальный интерес к учебным проблемам подростка;
е) бдительность родителей ни в коем случае не должна нести на себе печать подозрительности или недоверия к ребенку. Контроль должен способствовать пресечению непоследовательных сумбурных действий ребенка, из ко­торых он пытается извлечь для себя выгоду.
2. Отношение родителей к использованию методов нака­зания и поощрения:
а) необходимо отказаться от ситуативных наказаний, т. е. когда родители в зависимости от своего настроения за один и тот же проступок ребенка могут наказать или поощрить;
б) перейти к ровным отношениям с ребенком, т. е. не должно быть повышенного заискивания перед ребенком на глазах окружающих и безразличия и грубости по отно­шению к ребенку в кругу семьи;
в) не использовать метод поощрения для достижения собственной выгоды: вызывать у ребенка чувство предан­ности и любви к родителям, принуждать к выполнению заданий, которые должны быть внутренней потребно­стью ребенка;
г) отказаться от одновременного использования мето­дов наказания и поощрения, когда необходимо только на­казание. Это случается, если отношения между ребенком и родителями строятся с ориентацией на окружающих;
д) следует адекватно относиться к совершаемым ре­бенком проступкам, не завышать меру наказания или, наоборот, не поощрять безмерно заслуги ребенка.
3. Отношение родителей к ребенку:
а) необходимо определиться в своих чувствах к ребен­ку и не менять их в зависимости от его поведения;
6) исключить проявление всех форм вымогательства, т. е. когда с помощью ласки, подкупа родителей ребенок добивается исполнения своих капризов;
в) прекратить строить свои взаимоотношения с ре­бенком на спекулятивной основе или взаимных уступках, чтобы исключить формирование установки на ожидание выгоды.
4. Отношение родителей к окружающим людям:
а) отказаться от демонстрации ребенку образцов дву­личного отношения к окружающим, т. к. до 7-летнего возраста ребенок подражает поведению старших;
б) следует обратить внимание на последовательность своих действий: исключить обсуждение друзей, знакомых в присутствии ребенка, отказаться от формального со­блюдения нравственных форм поведения в обществе и перейти к действиям по совести, требуя от ребенка того же;
в) исключить из своих действий демонстрацию образ­цов поведения, способствующих поиску личной выгоды в ущерб другим за счет обмана, подкупа, хитрости, ловка­чества, изворотливости.
5. Отношение родителей к формированию у ребенка
нравственных ценностей:
а) исключить формирование нравственных норм по­ведения за счет мер поощрения или запугивания;
б) начать диалог с ребенком об оценке им собствен­ных поступков и действий, исходя из ущерба или полез­ности, приносимой окружающим людям.
6. Отношение родителей к мыслительной деятельности
ребенка:
а) предоставить ребенку свободу выбора занятий, тре­бующих интеллектуальной деятельности, а не сводить действия ребенка только  выгодным операциям для них или для самих родителей;
б) не пытаться обучать ребенка в школе за счет подку­па учителя, требуя от Него благожелательного и снисхо­дительного отношения к своему ребенку;
в) увлекать ребенка серьезными совместными заняти­ями, требующими концентрации внимания, напряжения памяти, систематизации виденного и услышанного, и, самое главное, всегда доводить до конца начатое ребен­ком интеллектуальное занятие, не бросая его на полпути при возникновении трудностей.
УСПЕХОВ!
    

    

Категория: Мои статьи | Добавил: psyholog (02.12.2012)
Просмотров: 2560 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: