Главная » Статьи » Рекомендации родителям » Мои статьи

Один год: важно или нет? (родителям старших дошкольников)

Есть вундеркинды, читающие, считающие и пишущие буквально с пелёнок (лет с 3-4). Но вряд ли трёхлетний карапуз имеет достаточное интеллектуальное развитие, чтобы самостоятельно обучаться, решать логические задачи, длительно концентрировать внимание на том, что говорит взрослый, да и просто просидеть 30 минут без движения. Поэтому, даже если ваш ребёнок – гений, решающий в уме квадратные уравнения, не спешите его отдавать в школу (в случае особенной гениальности лучше обучаться экстерном)! Ведь возраст первоклассника определяется далеко не только по умственному развитию. Прежде всего, уважаемые родители, не стоит забывать, что развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же.

Готовность ребенка к школеОбученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.

Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий.

То есть, обученность и общий уровень развития – в том числе и эмоционального – это отнюдь не синонимы!

Кроме личных убеждений родителей, существуют еще и специальные методики, определяющие «школьную зрелость», по которым можно оценить в баллах готовность малыша к школе. Поэтому, если есть сомнения — в школу с 6 лет или с 7 – проконсультируйтесь у:

  • детского психолога, как правило, есть в каждом детском саду и в школе;
  • педиатра;
  • невролога.

            Если ваше мнение (желание отдать 6-летнего ребёнка в школу) совпало с заключениями специалистов, то нет причин не пойти в школу с 6 лет! Если же нет (а без учёта родительских амбиций, только 10% шестилеток готовы к школьным будням), лучше повременить, пока и организм малыша окрепнет, и нервная система созреет.

Немаловажным аспектом готовности малыша к школе является его физиологическое здоровье. Некоторые ребята полностью готовы уже в шесть лет, а другие только к семи подтягивают свою физическую подготовку.

У дошкольника в этот период активно развивается позвоночник, поэтому необходимо обеспечить специальные физические упражнения ребенку (бег, прыжки на свежем воздухе). Школьная программа несовершенна, сидение за партой половину дня не дает такой возможности. Неаккуратное письмо первоклашки в 6 лет говорит только о том, что в этом возрасте запястье еще неподвижно. Бесполезно ругать и наказывать ребенка – это не его вина. У некоторых еще сохраняется полученная от рождения физиологическая  дальнозоркость – ребенок рискует «получить в награду» за труды очки.
По своему психологическому развитию шестилетка не может долго сосредотачиваться на одном занятии (предмете). Необходимы частые перерывы для снятия умственной напряженности, но программа школы не предусматривает это. Ранний подъем утром, отсутствие дневного сна делает ребенка капризным и раздражительным, нервная система перевозбуждается за день, могут возникнуть неврозы. Заболеваемость среди шестилеток достаточно высока: психоэмоциональное состояние передается на физическое здоровье.

От того, насколько взвешенным и правильным будет родительское  решение, когда отдавать в школу любимое дитя, зависит и безболезненная школьная адаптация, и личная успешность ребёнка, его самооценка, желание учиться и многое другое. Очень важно для определения идеального возраста вашего первоклассника руководствоваться не доводами знакомых о «нормальности их детей», а трезво постараться оценить возможности и способности ребёнка, обеспечив «удачный старт» в этой нелёгкой 11-летней школьной «эстафете».

Детишки же, которые, по расхожему мнению, перегуливают год, то есть идут в первый класс, когда им уже исполнилось семь с половиной лет, по наблюдениям педагогов и психологов, лучше адаптируются, чаще занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не означает, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный «запас прочности», — гарантию стабильности его успехов и базу для дальнейшего развития.

И снова про одаренных...Рождение одаренного ребенка в нашем обществе – это и предмет родительской гордости, и огромная ответственность. Безусловно, талант ребенка: художественный, языковой, музыкальный или спортивный - нужно развивать, а компетенции родителей в этих областях зачастую не хватает. Поэтому приходит мысль отдать ребенка в школу, общеобразовательную или специализированную, где работа с одаренными детьми организована наиболее эффективно. Но нужно ли торопиться отдавать одаренного ребенка в школу?

Первый вариант – общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.п. Обратим внимание на то, что одаренный, к примеру, в математике, малыш совсем не обязательно опережает развитие своих сверстников по всем параметрам, особенно психологическим. Отдавая его учиться вместе с детьми более старшего возраста, мы можем усложнить его социальную адаптацию – старшие дети могут более свободно общаться, обладать большим жизненным опытом именно в силу возраста.

Надо отметить, что во многих случаях одаренные дети весьма ранимы и малообщительны – зачастую это является оборотной стороной их одаренности. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы в общении с одноклассниками. В этом случае можно отдать одаренного ребенка в группу подготовки сначала и посмотреть: как он выдерживает урок, умеет ли соблюдать дисциплину, самостоятелен ли. Иначе всю одаренность затопчут суровые будни, останется стресс и нелюбовь к учебе.

С другой стороны, если ребенок способный, все на лету схватывает, значит, на учебу он может потратить времени меньше, а не больше. Так зачем его загружать группой подготовки или вести с шести лет в школу, если целый год можно потратить на его развитие, например, в спорте.

Второй важный момент – отношения с учителями. Если малыш сильно опережает программу, на уроке ему скучно и нечем заняться, а преподаватель требует усидчивости и внимания, может произойти конфликт, и у ребенка исчезнет желание заниматься и узнавать новое. Часто школьные преподаватели давят своим авторитетом, не обладают необходимыми педагогическими приемами, пытаясь сравнять весь класс по успеваемости, - подобные вещи можно подвергнуть мониторингу, расспросив ребенка о преподавателе и его поведении.

Еще один вариант развития – специализированные школы. Они, как правило, созданы для воспитания талантливых и одаренных детей. В школах искусств, художественных и музыкальных гимназиях обязательно возрастное разделение, и начинается обучение зачастую с 4-х лет. Обучение там эффективно, если не возникает психологического дискомфорта из-за общения со сверстниками. Но и в этом случае нужно ненавязчиво расспрашивать ребенка, получать от него обратную связь: комфортно ли ему в школе, нравится ли учиться, есть ли у него друзья.

Самым эффективным образованием для одаренного ребенка остаются индивидуальные занятия. По словам психотерапевта Андрея Хаванова: «Здесь вопрос не в их даре, а в том насколько хорошо они, с этой особенностью, могут приспосабливаться к реалиям жизни. Одаренный ребенок по определению выбивается из средней массы, он ненормален (если средний - это норма) – следовательно, отношения с другими детьми он выстраивает по-другому и отношение к нему детей другое».

Такое отличие его от остальных дает результат: ребенок приспосабливается жить с этими своими отличиями (ладит и с собой и с окружающими) или ребенок не приспосабливается (что-то не ладит). Насколько ребенок адаптивен, должен выяснять профессиональный психолог (используя тесты и прочий психологический инструментарий). Он же должен сказать можно ли его отдать в школу в этом возрасте или нет. Короче каждому ребенку - индивидуальный подход!

Категория: Мои статьи | Добавил: psyholog (07.04.2013)
Просмотров: 614 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: