22:28 Осторожно: Высокое напряжение!(немного о синдроме эмоциональном выгорании и том как его пережить) |
«Эмоциональное выгорание» у педагогов – это «профессиональная деформация». Процесс достаточно коварный, поскольку подверженный этому явлению человек плохо осознает его симптомы.
Поведенческие и психологические симптомы
Стадии профессионального выгорания.Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности: ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе — как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один — перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки. Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Если в коробок спичек положить горящую спичку, то очень высока вероятность, что вспыхнет вся коробка. Поэтому если горит один работник, то загорятся и другие, особенно если существует для этого почва, и эти работники находятся какоето, пускай и непродолжительное, время под воздействием стресса. Что делать же делать? Самостоятельно довольно сложно бороться с выгоранием, особенно если речь идет о запущенных стадиях. Без специалиста, скажем, психолога, не обойтись. Хочу, однако, заметить, что важна роль не только специалиста-эксперта, но и окружающих, например друзей, членов семьи, коллег по работе. Чтобы «синдром выгорания» не лечить лекарствами, врачи советуют правильно распределять свое рабочее и свободное время. Можно периодически брать листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные самими педагогами во время психологических тренингов, проводимые специалистами центра «Перекресток», который занимается развитием системы профилактики профессионального выгорания специалистов школ в рамках Инновационной образовательной программы МГППУ: — чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации; — долгий и крепкий сон, возможность выспаться; — не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален; — отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять; — искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных; — умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь); — заниматься — занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна); — опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать; — развлечения (поход в кино, в кафе…); — любимые занятия (чтение, пение, садоводство…); — общение с природой (прогулки в парке и по лесу); — установление простого человеческого контакта с учениками; — позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами; — человеческая поддержка со стороны начальства; — отдых после работы в тишине; — умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы; — общение с близкими и друзьями; — общение с любимым человеком; — профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений; — выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее. На нашем сайте Вы можете познакомиться с презентацией "Профилактика профессионального выгорания учителя" (автор: Степанцова Е.А.) Будьте здоровы! |
|
Всего комментариев: 0 | |