Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Интровертивный социально-психологиче­ский тип личности учащегося
21:49
Интровертивный социально-психологиче­ский тип личности учащегося

Интровертивный социально-психологиче­ский тип личности на поведенче­ском уровне выражает следующие виды отношений:

1. Отношение к людям
Эти дети и взрослые очень внимательные и чуткие по отношению к окружающим людям. Они никогда никого не беспокоят и не обременяют своим присутствием. Чаще всего ведут замкнутый образ жизни, уважительно отно­сясь к интересам других людей и никогда не раскрывая своего внутреннего мира другим людям.
В общении со сверстниками они просты, но в младшем школьном возрасте мало общаются с ними, так как очень застенчивы и стыдливы. Вначале они очень долго пригля­дываются к тому, что делают окружающие дети, но не вы­ражают вслух свое неудовольствие, не пытаются никого останавливать или удерживать от безнравственных поступ­ков, но сами никогда не поступают так. При большом скоп­лении учащихся они чувствуют себя несколько подавленно, говорят тихим голосом, чтобы их никто не слышал, созда­ется впечатление, что они чем-то подавлены, неуверены в себе, осторожны. В действительности же они не желают быть на виду, чтобы на них обращали внимание, их тяготит общение с большим количеством учащихся.
2. Отношение к деятельности
С раннего возраста эти дети ответственно относятся вначале к учебной деятельности, затем к обществен­ным поручениям, а в последующем и к производствен­ным обязанностям. Всегда стараются доводить дело до конца, стойко преодолевая любые препятствия на своем пути. Любую работу выполняют спокойно, не то­ропясь, без суеты. Особое удовольствие им доставляет физический труд, к которому они привычны с раннего детства. Их не утруждает монотонная работа, так как они достаточно хорошо к ней приспосабливаются в силу того, что могут быть одновременно заняты своими мыслями. Поручая им любую работу, на них можно все­гда положиться, так как они выполняют ее добросове­стно и в срок, но самое главное, не отступая от заранее намеченного плана.
Для этого типа детей и взрослых любой труд всегда доставляет удовольствие, так как в основе их социаль­ной направленности всегда лежит созидательный мо­тив, т. е. получение удовлетворения от процесса деяте­льности.
3. Отношение к своим возможностям
При всей высокой работоспособности этих детей и при том, что они умеют очень многое делать — тем не менее они занижают оценку своих способностей. Это связано, прежде всего, с их скромностью, нежеланием обращать на себя внимание других людей. Всегда считают, что то, .чего они добиваются, — это есть успех не только их личный.
Они стремятся разделить его справедливо среди всех, кто был причастен к его достижению.
Занижение своих возможностей в школьный период жизни приводит к тому, что на уроках они отвечают тихо, безэмоционально, неуверенно, за что очень часто им сни­жается оценка. Принижение своего достоинства отрица­тельно сказывается в период юношества, что препятству­ет знакомству молодых людей, установлению дружеских отношений или даже препятствует успешному вступле­нию в брак.
4. Отношение к коллективу
Дети этого типа в период обучения в начальной школе не стремятся устанавливать никаких отношений со своим коллективом. Как правило, ни с кем из класса не дружат и стремятся уйти из школы при первой же возможности, так как очень сильно устают от большого скопления хао­тично мельтешащих сверстников.
В средних классах дети этого типа задумываются, по­чему с ними не дружат их товарищи по классу, почему их никто не замечает. Это их сильно огорчает, и они начина­ют искать причину прежде всего в себе. Решение этой проблемы может идти двумя путями: либо они начинают заниматься самовоспитанием, работая над развитием способности к общению, либо комплексуют и еще глубже уходят в себя.
В целом же это дети, которые признают ценности коллективных отношений и всегда руководствуются их интересами, если им это даже в ущерб. По мере своего взросления они все больше и больше тяготеют к обще­нию в коллективе и становятся хорошими, добрыми, отзывчивыми, всегда сочувствующими товарищами, пользующимися глубоким уважением. Они очень не­прихотливы, т. е. могут обходиться самым малым. Их потребности всегда соответствуют их возможностям, что делает их очень рациональными, организованными людьми.
Если дети такого типа определились с целевыми уста­новками в жизни, то они всегда добиваются своего, не щадя себя и никогда не прибегая к посторонней помощи. За этими детьми,не наблюдается безнравственных- по-ступков, они очень дисциплинированы, всегда с уваже­нием относятся к старшим и существующим в обществе нравственным нормам и порядку.
Основным недостатком этого типа является безыни­циативность. Всегда выжидают, а если берутся за выпол­нение какой бы то ни было работы, то добросовестно выполняют только то, что необходимо, не привнося своих новаций.
5. Отношение к себе
Для этого типа детей и взрослых характерно неуме­ние не только постоять за других, но и за себя. В любых конфликтных ситуациях они всегда отступают. Никог­да не стремятся показать своего превосходства над дру­гими. Более того, в школьные годы дети интровертив-ного типа избегают даже напряженных ситуаций про­тивостояния между кем бы то ни было. Всегда доброже­лательны, хотя по внешнему виду трудно узнать, раду­ются ли они вам или огорчены. Умение скрывать свои эмоции, по-видимому, связано не только с ровностью их характера, но прежде всего со скрытностью, нежела­нием, чтобы другие люди могли проникнуть во внут­ренний их мир, наполненный духовностью и тайными страстями.
6. Отношение к критике
Дети этого типа и взрослые сильно переживают кри­тические замечания в свой адрес. Стараются исправить допущенную ошибку, но если это коснется их личности, то надолго замыкаются и осмысливают, как им изменить себя.
Сами такие дети и подростки никогда никого не кри­тикуют и не делают замечаний, как в отношении лично­стных недостатков человека, так и его дел. Они считают, что рано или поздно люди сами должны понять свои ошибки и просчеты.                      
7. Отношение к волевым проявлениям
Среди всех социально-психологических типов лично­сти интровертивный тип самый волевой. Он стойко мо­жет переносить любые тяготы и трудности, встречающие­ся в жизни.
Таким образом, учащиеся интровертивного социа­льно-психологического типа проявляют следующие ка­чества, образующие данный симптомокомплекс: чут­кость и внимательность, правдивость и честность, веж­ливость, уравновешенность и спокойствие, скромность и стеснительность, простодушие и простота в общении с людьми, терпеливость, исполнительность, склон­ность к занятию физическим трудом, ответственность, самокритичность.
Психологическая оценка интровертивного социаль­но-психологического типа с помощью модифицирован­ного опросника Р. Кеттела дополняет описанный портрет школьников следующими личностными факторами: на низшем уровне факторы: D — неторопливость, сдержан­ность, флегматичность, Е — послушание, зависимость, уступчивость, F — благоразумность, рассудительность, осторожность, серьезность, О — безмятежность, спокой­ствие, оптимизм, Q4 — спокойствие, невозмутимость, Н— робость, застенчивость, а на высоком В — степень сформированности интеллектуальных функций, доста­точное развитие абстрактных форм мышления, объем знаний большой.
Таким образом, описанные выше типы характероло­гических свойств учащихся свидетельствуют о значите­льном отличии представленных портретов друг от друга. Полученные различия в характерологических свойствах личности учащихся подтверждаются не только анализом результатов педагогического воздействия, но и теми психологическими личностными факторами, которые отражают изменения в психическом состоянии школь­ников, наметившиеся в результате неправильного вос­питания.
Сличая субъект воспитания с описанным выше соци­ально-педагогическим типом, обладающим определен­ными социально-психологическими свойствами, можно аналитическим путем определить социальную направ­ленность учащегося, его уровень воспитанности.
Следовательно, для педагога важно определить в резу­льтате изучения личности школьника, каковы изменения у учащихся в характерологических свойствах, социальной направленности, насколько эти изменения проявляются в поведенческой деятельности ученика и детерминирова­ны ли они воспитательным воздействием или предопре­делены генетическими особенностями ребенка.

Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) по возможности учителю можно было бы ставить учащихся этого типа в ситуации, в которых нужно уста­навливать неформальные контакты с окружающими. Для начала это могли бы быть близкие им люди, а в да­льнейшем и малознакомые. Это необходимо делать для того, чтобы учащийся преодолел робость в общении как со своими сверстниками,так и окружающими его людьми;
б) через различные поручения можно попробовать создать ситуации вынужденного активного общения с большим количеством людей. Первоначально это будет их сильно утомлять, но постепенно они будут привыкать к непринужденному общению.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) помня о высокой исполнительности и ответствен­ности учащихся этого типа, педагогу можно пробовать их на роли руководителей. При этом им нужна будет посто­янная поддержка педагога в виде подбадривания или даже просьбы от учащихся подчиняться назначенному им руководителю;
б) предрасположенность у этих учащихся к занятию
физическим трудом не означает, что они неспособны к интеллектуальной деятельности. Напротив, если педагог будет постоянно создавать ситуации, в которых необхо­димо выполнять интеллектуальную деятельность, хотя бы по заранее заданным схемам и правилам, то очень быстро такие учащиеся добиваются успехов и в творческой дея­тельности за счет усидчивости, стойкости и желания до­водить начатое дело до конца.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) следует учитывать, что дети этого типа могут слабо успевать по какому-либо предмету из-за робости перед преподавателем или иметь плохие оценки из-за безэмо­циональных ответов. Таким ученикам необходима дози­рованная помощь в очень тактичной форме. Иногда мо­жет быть оправданной и завышенная оценка в целях по­вышения его уверенности в себе, изменения самооценки;
б) для детей данного типа можно было бы рекомендо­вать психотехнические упражнения «Оратор», «Массо­вик-затейник», которые по своей направленности ставят учащихся в позицию активного деятеля, отрабатывающе­го постановку громкого и четкого голоса, или ведущего
развлекательного вечера [55,].
4. В сфере отношений в коллективе:
а) стремление учащихся этого типа личности к инди­видуальной деятельности педагогу следует преодолевать через создание совместных общих дел класса, в которых они должны играть пусть и незначительную роль, но по­зволяющую им видеть, как одноклассники высоко их це­нят;
б) педагогу необходимо создавать ситуации, в кото­рых учащиеся интровертивного типа личности не могли бы уклониться от выражения собственной позиции и от­ношения к тем, за кого они хотели бы выступить открыто с защитой или поддержкой.
5. В сфере отношения к себе:
а) нужно очень осторожно обращаться с закрытым от посторонних глаз богатым внутренним миром детей этого типа. Поэтому при удобном случае, если удастся найти душевный контакт, то разговор по душам должен способствовать усилению веры в себя и необходимости отстаи­вать свои убеждения и даже бороться за самоутвержде­ние;
б) очень важно в период вступления такого ребенка в подростковый возраст убедить его в необходимости сме­ны стереотипов своего поведения. Нужно объяснить, что у него нет друзей в классе и в школе потому, что он сам слишком замкнут и первый никогда не идет на контакт с товарищами. Дружба может складываться только там, где оба ждут и ждут общения друг с другом.
6. В сфере отношения к критике:
а) зная высокую самокритичность детей этого типа, можно в отдельных случаях ставить их в ситуацию откры­того конфликта, когда приходится отстаивать свою точку зрения и бороться с несправедливыми критическими за­мечаниями;
б) не следует смеяться над учеником ни самому педа­гогу, ни позволять это делать членам школьного коллек­тива, а также упрекать за совершенные ошибки при про­явлении инициативы;
в) следует помнить, что все неумения, которые прояв­ляют учащиеся этого типа, чаще всего связаны с их за­стенчивостью, нежеланием делать что-либо прилюдно. Поэтому очень часто они могут казаться неуклюжими, неумехами, в то время, как в них скрываются таланты. Эти дети нуждаются не в критике, а в большей поддержке со стороны педагога.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) педагог должен учитывать, что при условии высо­кой развитости у этих учащихся волевых способностей, тем не менее они не самоутверждаются в группе, не от­стаивают свои убеждения и даже не защищаются при проявлении агрессивных действий против них. В связи с этим педагогу нужно постепенно развивать у детей этого типа чувство собственного достоинства, умение противо­стоять физическому насилию или моральному вторже­нию в их духовный мир;
б) педагог сможет оказать неоценимую помощь уча­щимся этого типа, если будет создавать ситуации, в кото­рых учащийся может проявить уверенность, твердость, смелость, например, в публичном выступлении, выпол­нении заданий, требующих определенной смелости. Од­нако задания должны быть посильными и доступными для выполнения.



Просмотров: 3177 | Добавил: psyholog | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: