Ваш класс – ваш
собственный мир. Это ваш роман, ваша поэма, ваш
научный труд. Работайте над ним, пусть он будет
вашим шедевром.
Учитель сказал – и
забыл. А дети помнят всегда. Одно доброе слово
может переменить жизнь Ребёнка, одно
несправедливое, сказанное сгоряча, может
испортить отношения на всю жизнь.
¤¤¤
Доказывайте, всё
доказывайте, будьте убедительны.
Доказательство производит сильное впечатление
на молодой ум.
¤¤¤
В древности считали, что
всякий действующий по принуждению – недостойный
человек.
¤¤¤
Если хотите воспитать достойных людей,
старайтесь исключить из ваших методов
принуждение.
¤¤¤
Сколько раз вы сказали сегодня за урок: "Молодец!”? Количеством "молодцов” можно измерять качества учителя.
¤¤¤
Говорят: ребёнка надо готовить к жизни. Но если думать лишь о его будущем, то сегодняшняя жизнь станет ему в тягость. Помогите ребёнку жить сегодня.
¤¤¤
Если у вас несколько
трудных ребят, сосредоточьтесь на одном и до
конца. Вы сами увидите, как это поможет
остальным.
¤¤¤
Постарайтесь не
пропустить ни одного дня рождения своих
учеников. Каждый такой маленький праздник –
прекрасный повод для отпущения грехов.
¤¤¤
Не ищите особого
педагогического подхода к детям. Ко всем людям у
нас должен быть только один подход – человеческий.
В детском доме Януша
Корчака при разборе проступков выносили лишь два
определения: признать невиновным или простить.
Попробуйте и вы ввести такое правило в вашей
школе.
¤¤¤
Что на стенах вашего
класса? Сухомлинский рекомендовал вешать одну
хорошую репродукцию и менять её каждый месяц.
¤¤¤
Почаще спрашивайте: "А
ты что думаешь? А ты какого мнения?” Иметь своё
мнение должно считаться в классе доблестью.
¤¤¤
Иногда то, что увлекает нас, оставляет детей равнодушными. Не торопитесь объяснять это их ограниченностью.
¤¤¤
Когда стоит вмешаться в отношения между детьми, а когда лучше отойти в
сторону? Единого правила на все случаи жизни нет, это можно только
почувствовать – и наверное, здесь скрыт один из самых важных педагогических талантов.
¤¤¤
Нередко нам кажется, что ребёнок повторяет чужие мысли. Но не станем
задевать его самолюбие и говорить с раздражением: кто тебя этому научил?
Ведь эта фраза – последняя на пути к диалогу и первая на пути к ссоре.
¤¤¤
Даже если вы рассержены, не называйте тех, кто провинился, по фамилии: всё-таки школа не армия.
¤¤¤
Вопросы, которые мы задаём ученикам на уроке, – интересны ли они для детей? Подталкивают ли к размышлению или всего лишь проверяют память и внимание?
¤¤¤
Постараемся видеть в детских рассказах не только сюжет, но и тот смысл, который ребёнок придаёт всему происходящему.
¤¤¤
Наши решительные исправления ошибок в тетради, восклицательные и вопросительные знаки порой могут уязвить ребёнка сильнее, чем резкие слова.
¤¤¤
У него семь пятниц на неделе. Он ничего не доводит до конца. Но для ребёнка важнее перевоплощение – в художника, писателя, конструктора. И может быть, внутри себя он всего достиг, даже если бросил дело на полпути.
¤¤¤
Все ученики в школе постепенно восходят по лестнице знаний. Одни это
делают быстрее, другие медленнее, но сделайте всё возможное, чтобы ни
один из них не сорвался.
Жизнь даёт главные уроки, о которых ты не должен забывать, когда входишь в класс, чтобы дать урок своим ученикам.
¤¤¤
Не бойтесь идти на компромисс с собственным ребёнком – он
и так живёт в достаточно бескомпромиссном мире. Воспитывайте в ребёнке
культуру осмысленного соглашения. Это не конформизм, а умение понять
чужую точку зрения.
¤¤¤
В каждом классе есть любовные парочки, есть счастливая и несчастная любовь. Вот чего вы не должны видеть, не должны замечать – словно ничего этого и нет. Но втайне знайте, что вы входите в класс, где цветёт любовь.
¤¤¤
Если вы пришли на урок к коллеге, помните о главном смысле вашего посещения: подбодрить и похвалить. Душа учительская умирает без похвалы.
¤¤¤
Что мы рассказываем детям о своём детстве, а о чём умалчиваем? Может, в этом вопросе и скрыт ключ к нашему взаимопониманию.
¤¤¤
Мы стараемся оберегать ребёнка от всего, что нам кажется опасным. Но
будем помнить, что он обретает уверенность в себе, лишь проходя через
испытания. Примем это как неизбежное. Будем поддерживать его и
оберегать.
¤¤¤
Мы не прощаем людей не за то, что они нас обманули, а за то, что мы им верили
¤¤¤
¤¤¤
¤¤¤