21:26 Дети сензитивного социально-психологического типа |
Сензитивный тип личности проявляется в свою очередь в следующих отношениях: 1. К людям Это единственный тип детей и взрослых, который умеет защищать своих друзей и товарищей, если их в чем-то несправедливо обвиняют. Это очень чуткие и внимательные к чужому горю и страданиям люди, готовые всегда прийти на помощь и пожертвовать всем, чем они располагают. В общении с людьми всегда искренни, откровенны, никогда ничего не скрывают и этим легко располагают к себе людей. Личная незащищенность позволяет окружающим пользоваться их доверчивостью, добротой, бескорыстием и готовностью всегда оказать услугу людям. Однако сами они полагаются только на себя. на свои возможности, никогда не обращаются за поддержкой, так как чрезмерно человеколюбивы и не хотели бы другим доставлять беспокойство. Главной их чертой является непримиримосгь к безнравственным поступкам других людей. хотя многое могут и прощать, но никогда не позволяют себе действовать в ущерб другим людям. 2.К деятельности К учебной деятельности относятся очень добросовестно, ведут себя на уроках спокойно и слушают учебный материал очень внимательно. Однако не принимают все на веру, желают все выяснить и самостоятельно понять суть изучаемых явлений. Часто спорят, отстаивают свою позицию, но не чужими заученными фразами, а с глубоким чувством пережитого, пронесенного через глубокое осознание. При недостаточном развитии интеллектуальных задатков дети этого типа все же тяготеют к умственной деятельности и достигают заметных успехов за счет трудолюбия в более зрелом возрасте. Обучаясь в средней школе удовлетворительно, к окончанию ее резко повышают балльную успеваемость, если определяются в выборе своей будущей профессии, а высшие учебные заведения могут заканчивать с отличием. Для этих детей и даже взрослых характерна глубокая увлеченность делом. При этом они могут увлекаться многими делами, так как стремятся к познанию окружающего мира, что может им мешать обучаться в школе на отлично. В особенности это характерно для мальчиков. В любой работе находят элементы творчества, как бы ни была она рутинна, так как их интересуют не результаты их деятельности, а волнует сам процесс деятельности. Поэтому им нужна не похвала за работy. не вознаграждение, а получение более интересного, более сложного и трудного задания, которое бы принесло им наивысшее творческое наслаждение. Будучи взрослыми людьми, они всегда привносят элемент творчества в свою работу. 3. К своим возможностям Удивительно, что при всей своей неординарности мышления и способностей — это очень скромные дети и взрослые. В отличие от доминирующего социально-психологического типа они, напротив, стремятся не «выпячивать» свои достижения и успехи, считают, что в них нет ничего особенного, что нужно было бы переделать и сделать лучше. Сензитивный социально-психологический тип личности всегда занижает свои возможности, считая их самыми обычными. Многие из детей и взрослых этого типа действительно остаются незамеченными в своей оригинальности и профессиональном мастерстве, но ничуть не огорчаются, а наоборот, благодарны судьбе за то, что она позволяет им свободно заниматься любимым делом. 4.К коллективу В общении с товарищами они не стремятся к превосходству, помогают им во всем бескорыстно. У этого типа детей сильно коллективистское чувство, во имя общих интересов они всегда готовы свои принести в жертву. Поэтому всегда являются «душой» коллектива, поддерживают оптимистическое настроение и выводят членов коллектива из тупиковых, неловких ситуаций. За свои независимые суждения и нрав этих детей очень часто не любят учителя, а в период их трудовой деятельности — руководители, так как они всегда заступаются за более слабых, отстаивают коллективные, групповые интересы, требуют справедливого отношения к товарищам или сотрудникам. 5.К себе При всей способности защитить других людей и открыто отстаивать интересы коллектива этот тип людей не умеет защищать себя. Они легко ранимы, обидчивы, чувствительны к несправедливости. Однако, если «доминирующий» тип личности вспыльчивый и резкий, когда пытаются ущемить его личное достоинство, то сензитивный только «вспыхнет», «зарумянится», «зальется краской», но никогда не ответит грубостью и не станет защищаться. Они подолгу могут обижаться, переживать обиду, полученную от близких им людей. В то же время отходчивы и долго обиды не держат. Особо заметим то, что этот тип личности никогда не обращает внимания на себя, на свою одежду, его мысли всегда заняты делами или интересами других людей. Сензитивный тип личности не умеет любить себя, он весь принадлежит людям, он — альтруист, любящий всех и готовый это делать даже в ущерб себе и своим чувствам. 6. К критике и замечаниям У этих детей наблюдается повышенная чувствительность к критическим замечаниям в свой адрес. Однако это не приводит их в крайнее раздражение. Они спокойно воспринимают справедливые замечания и могут попросить прощения, если замечания справедливы. Справедливые замечания или критика приводят их в замешательство, они могут стыдиться своего поступка, так как понятия совести и чести для них являются главными нравственными ценностями. Высокая самокритичность и адекватное понимание замечаний способствуют в подростковом возрасте интенсивной работе над собой, что резко преображает сензитивный тип личности в период их зрелости. Несправедливая же критика, или даже критиканство не по существу, их обижает, выбивает надолго из активной деятельности, а порой мобилизует, они как бы доказывают свою правоту действиями, а не разговорами. 7. К волевым проявлениям По мере своего взросления волевые проявления сензитивного типа усиливаются. Этот тип личности раскрывается постепенно и лишь на первых этапах жизни ничем не примечателен, не демонстрирует четко обозначенных волевых установок в достижении целей. Многим кажется, что это легко ранимая, податливая, запросто управляемая личность. Однако на самом деле такие дети и взрослые лишь до поры, до времени позволяют окружающим безнаказанно пользоваться их расположением, злоупотреблять их вниманием. Это очень целеустремленные, всегда с инициативой (которая подчас для них становится наказуемой) люди, которые спешат со своими инновациями, опережая время и готовность других понять их. С годами этот тип личности проявляет себя как дельная волевая натура, но очень добрая, легко ранимая и не защищенная от нападок других. Психологическая характеристика учащихся с ярко выраженным сензитивным характерологическим свойством, полученная по модифицированному опроснику Р. Кеттела, свидетельствует о проявлении следующих личностных качеств: чувствительности, добросовестности, общительности, самоконтроля, достаточной уверенности в себе;.у них обнаруживаются средние значения по качествам: сообразительности, склонности к риску, тревожности и низкие величины по качествам: возбуждения, доминирования, социальной смелости, напряженности. Сензитивному характерологическому свойству соответствует качество чувствительности, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль. Психологические показатели, характеризующие сензитивный социально-психологический тип детей, позволяют объяснить нравственный портрет младших школьников, обращая внимание прежде всего на то, что они чутки к несправедливости и, в первую очередь, по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, Так "как позволяет преодолеть робость, застенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с детьми как моложе себя, так и старше, что практически не характерно для учащихся с доминирующими и тревожными характерологическими свойствами. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников; б) в отдельных ситуациях правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое разрешение конфликтной ситуации может вызвать недовольство не только их сверстников, но и учителей. В таких случаях педагогу необходимо защищать их от наиболее агрессивных членов ученического коллектива; в) зная, что учащиеся такого типа умеют открыто отстаивать нравственные принципы, педагогу следует поддерживать их непримиримое отношение к безнравственным поступкам. 2. В сфере отношения к деятельности: а) учащиеся этого типа имеют многообразные интересы и нуждаются в том, чтобы учитель направлял их усилия на тот род деятельности, в котором они могут достигнуть максимальных успехов. Раннее самоопределение сферы квазипрофессиональной деятельности позволяет им достигать вершин мастерства уже в период юношества. Для них полезны психотехнические упражнения типа «Конец — делу венец», «Планирование» [92]; б) для учащихся сензитивного типа важно уметь открыто соперничать в тех областях, где они достигли успехов. Педагогу следует учить их отстаивать свои интересы и приоритет в творческой деятельности; в) при большой разбросанности интересов такие дети часто бывают неаккуратными, имеют привычку разбрасывать книги и вещи, не могут сосредоточиться на чем-то одном. Для устранения этого недостатка педагог может порекомендовать психотехническое упражнение «Полный порядок». Содержание его заключается в том, чтобы ученик начал наводить элементарный порядок у себя на столе, определил каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарался бы класть его именно туда. «Навести порядок в мыслях» можно с помощью дневника или еженедельника [92. С. 25]. 3. В сфере отношения к своим возможностям: а) для повышения уверенности в себе и своих возможностях педагогу желательно порекомендовать учащимся такого типа психотехническое упражнение «Полный покой души». Смысловое содержание этого упражнения в том, чтобы, когда ученик не уверен в себе или чего-то боится, пусть вспомнит приятное событие и те ощущения, которые он испытывал. Настройте его на состояние «полного покоя души», и пусть он постарается находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у него это получилось хотя бы один раз, пусть запомнит это состояние, чтобы в следующий раз, когда начнет испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнит изведанное ощущение и войдет в него снова. В этих же целях, т. е. формирования уверенности учащихся в себе и правильной оценки своих возможностей, можно использовать психотехническое упражнение «Киногерой»; б) учителю необходимо включить учащихся сензитивного социально-психологического типа в активную жизнь класса и школы в качестве официальных лидеров, так как неформальными они уже являются, хотя внешне это может ни в чем не выражаться. 4. В сфере отношений в коллективе: а) учитель должен помнить, что учащиеся этого типа создают общественное мнение в коллективе, а следовательно, их нужно привлекать к разрешению споров внутри класса или даже конфликтных отношений между учителем и учеником. Дети сензитивного социально-психологического типа умело находят компромиссы в решении спорных вопросов, чему способствует их авторитет в средних классах; б) педагогам и воспитателям все-таки следует обдумать и возможно изменить свое мнение и отношение к сензитивному типу учащихся, т. к. непринятие их как заступников за других учащихся, как правдолюбцев, — лишает учителя возможности создать здоровые коллективные отношения. Без права на собственное суждение, без культивирования ученической солидарности нельзя создать коллектив учащихся, объединенный единством целей. 5. В сфере отношения к себе: а) в силу заниженности своей самооценки сензитивным социально-психологическим типом педагогу необходимо позаботиться о повышении статуса ребенка в классе, чтобы у него не развилось чувства собственной неполноценности; б) педагогу важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где ученики могут наиболее полно и естественно проявить себя, показать истинные свои возможности; в) педагогу необходимо постоянно создавать ситуации В школе, поддерживающие убежденность ученика в том, что он действительно нужен другим, не допускать случаев его отчуждения от коллектива; г) можно изредка ставить этих учащихся в ситуацию несправедливого обвинения в дурном поступке, чтобы вызвать стремление к самозащите и этим самым научить их защищать себя, а не только других. 6. В сфере отношения к критике: а) педагогу следует помнить, что учащиеся этого типа очень обидчивы и чутки к несправедливости. Поэтому в отдельных случаях, под своим контролем, педагогу следует ставить таких учащихся в ситуацию критики, насмешек над ними или их поведением. Разрешение таких конфликтных ситуаций дает возможность ученику приобрести защитную реакцию, позволяющую ему быть более гибким и менее ранимым к несправедливым ударам судьбы; б) немаловажную роль в отношениях учителя и детей сензитивного типа может сыграть ситуация, когда педагог усилит контроль за деятельностью ученика, проявит недоверие. Это, с одной стороны, может способствовать формированию уверенности в своих силах, а с другой — повысит устойчивость и снизит тревожность ожидания критической оценки; в) детей подобного типа нельзя наказывать публично, снижая их статус в группе, лишая себя справедливого союзника и создавая автоматически сильную оппозицию авторитету учителя. Таким ученикам следует просто делать замечания, в которых не должно быть оттенков язвительности, высмеивания или раздражения. С этими детьми достаточно проведения собеседования, заключения договора. Только в крайних случаях можно вызвать родителей для принятия совместных решений. 7. В сфере отношения к волевым проявлениям: а) педагогу не следует злоупотреблять терпеливостью учащихся сензитивного социально-психологического типа, возлагать на них ответственность за поддержание в 198 классе порядка или постоянного выполнения общественных поручений; б) педагогу необходимо обучать этих детей (на примерах литературных героев) умению бороться и отстаивать свои убеждения и взгляды, т. к. они носят неординарный характер и могут опережать время и наши обыденные, сложившиеся стереотипные представления; в) педагогу следует поддерживать те новые традиции в области нравственных отношений, которые очень часто вводят учащиеся сензитивного социально-психологического типа в коллектив. |
|
Всего комментариев: 0 | |