Главная » 2012 » Декабрь » 8 » Когда все против одного (боремся с моббингом вместе). Часть 1.
16:06
Когда все против одного (боремся с моббингом вместе). Часть 1.

Моббинг – новое слово, но не новое явление.

Слово моббинг в переводе  (mobbing от английского слова mob – толпа) – это травля, психологическое насилие. Почему он возникает и как ему противостоять? И главный вопрос: какие меры следует принять для того, чтобы воспрепятствовать его возникновению в коллективе.

В животном мире моббинг – это когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов. Или в случае, когда стадо травоядных нападает на хищника. В быту легко представить проявления негативного отношения к одному из жителей деревни, поселка, жилого дома, коммуналки со стороны группы соседей. В жизни трудового коллектива, коллектива учащихся, подразделения военнослужащих и т. п. моббинг – «это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства». (Ноа Дэвэнпорт, http://psyfactor.org/lib/mobbing.htm)

Впервые, в начале 1980-х, этот термин ввел учёный-медик, доктор Ханц Лейман, изучая отношения между служащими в Швеции. Он определил моббинг как «психологический террор», как «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Лейман назвал 45 (!) вариантов поведения, характерных для моббинга: клевета, непрекращающаяся критика, социальная изоляция, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и т. д.

Психологическая травля в школьном классе – достаточно распространенное явление. Классический пример – фильм Роллана Быкова «Чучело», где очень ярко показана ситуация травли в подростковой среде.

Зачастую моббинг обнаруживается учителями слишком поздно. Бойкот, поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды и т. п.— такие проявления достаточно распространены в школьной среде. Причем, несмотря на кажущуюся «нечаянность» действия, обижаемый ребенок, всегда чувствует, что это делается специально. С появлением доступного школьникам Интернета появление в сети снятых на фотокамеру издевательств над жертвой становится особо изощренной формой моббинга.

Объектом моббинга в школе может стать тот, кого одноклассники посчитают странным, не таким как все. Моббингу подвергаются дети по разным поводам: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, т. е. отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. Моббингу может испытать новичок, пришедший в середине года. Очень тяжелым иногда становится пребывание в школьной среде для детей, привыкших к трепетному отношению в семье.

Особая проблема – отношение одноклассников к детям из семей эмигрантов, отличающимся внешностью, плохим знанием русского языка.

Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. И родители, и учителя должны быть максимально внимательны к настроению ребенка, чтобы как можно раньше обнаружить неблагополучие.

Психологическая атмосфера в классе должна заботить учителя и, особенно, классного руководителя не меньше, чем прохождение учебной программы и успеваемость. Уровень отношений между школьниками зависит от авторитета и чуткости педагогов. Ведь психологически травмированный ребенок не всегда адекватно оценивает ситуацию и может не обойтись без помощи взрослых. Но, если ребёнок не просит педагогов или родителей вмешиваться в ситуацию, а считает, что сам может с ней справиться, то следует дать ему возможность проявить самостоятельность. Излишняя опека, особенно над подростком, может привести к неблагоприятным последствиям. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». Хорошо, если осведомленность родителей не только во внешней сфере, но и во внутренней жизни ребенка станет для него привычной с малых лет. Если же обнаружится, что ситуация с моббингом зашла в тупик, стоит незамедлительно перевести ребенка в другую школу.

Профилактика детского насилия вообще и моббинга в частности – прямая задача каждого школьного работника. Во многих странах требование бороться с моббингом прописано в законодательстве.

Например, в Великобритании родители детей, уличенных в моббинге и унижении других, могут расстаться с крупной суммой денег. Штраф, который родители заплатят за "шалости” отроков, может измеряться в десятках тысяч фунтов.
Помочь подросткам в противостоянии моббингу в любой его форме призван общенациональный проект "Учеба без насилия", который стартовал в одной из школ немецкого городка Нойс на западе Германии. В тренинге уже приняли участие 200 школьников. Финансовую поддержку "Учебе без насилия" оказали немецкие банки, страховые компании и благотворительная организация Rotary Club.

Итак, какие же бывают виды «моббинга»?
- Обзывание
- Придирки
- Насмешки
- Толкание
- Дразнение
- Клевета, наговоры и ложные слухи

- Бойкот

-Кибермоббинг (намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации)
А это возможные последствия такой травли:

- Низкая самооценка и её последствия

- Ухудшение здоровья

- Одиночество

- Агрессия

- И даже мысли об убийстве или самоубийстве.

Мальчики и девочки пользуются разными формами моббинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому моббингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов, исключение из круга общения). Впрочем, эта разница относительна и похоже, что она уменьшается.
Интересное 6-летнее лонгитюдное исследование 156 мальчиков и 126 девочек было выполнено в Англии (Шеффер и соавт., 2006) Ученых интересовало, насколько стабильны роли "обидчика" и его жертвы в начальной и средней школе. Выяснилось, что роль "обидчика" относительно стабильна, ее играют одни и те же мальчики, тогда как роль и положение жертвы больше зависят от ситуативных условий. В тех школьных классах, где существует жесткая иерархическая структура, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы и после перехода из младших классов в средние. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Эти наблюдения имеют практическое социально-педагогическое значение.

Зачастую моббинг – это развитие незамеченного учителем в самом начале конфликта между одноклассниками. Но предупреждение конфликтных ситуаций в школьном коллективе – тема для особого разговора...

Продолжение следует...

Ссылка на полный текст статьи в сети интернет: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-3420

Просмотров: 1460 | Добавил: psyholog | Теги: подростки, Суицид, профилактика, моббинг, младшие классы, тревожность, толерантность, поддержка, эмпатия, травля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: