16:06 Когда все против одного (боремся с моббингом вместе). Часть 1. |
Моббинг – новое слово, но не новое явление. Слово моббинг в переводе (mobbing от английского слова mob – толпа) – это травля, психологическое насилие. Почему он возникает и как ему противостоять? И главный вопрос: какие меры следует принять для того, чтобы воспрепятствовать его возникновению в коллективе. В животном мире моббинг – это когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов. Или в случае, когда стадо травоядных нападает на хищника. В быту легко представить проявления негативного отношения к одному из жителей деревни, поселка, жилого дома, коммуналки со стороны группы соседей. В жизни трудового коллектива, коллектива учащихся, подразделения военнослужащих и т. п. моббинг – «это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства». (Ноа Дэвэнпорт, http://psyfactor.org/lib/mobbing.htm) Впервые, в начале 1980-х, этот термин ввел учёный-медик, доктор Ханц Лейман, изучая отношения между служащими в Швеции. Он определил моббинг как «психологический террор», как «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Лейман назвал 45 (!) вариантов поведения, характерных для моббинга: клевета, непрекращающаяся критика, социальная изоляция, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и т. д. Психологическая травля в школьном классе – достаточно распространенное явление. Классический пример – фильм Роллана Быкова «Чучело», где очень ярко показана ситуация травли в подростковой среде. Зачастую моббинг обнаруживается учителями слишком поздно. Бойкот, поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды и т. п.— такие проявления достаточно распространены в школьной среде. Причем, несмотря на кажущуюся «нечаянность» действия, обижаемый ребенок, всегда чувствует, что это делается специально. С появлением доступного школьникам Интернета появление в сети снятых на фотокамеру издевательств над жертвой становится особо изощренной формой моббинга. Объектом моббинга в школе может стать тот, кого одноклассники посчитают странным, не таким как все. Моббингу подвергаются дети по разным поводам: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, т. е. отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. Моббингу может испытать новичок, пришедший в середине года. Очень тяжелым иногда становится пребывание в школьной среде для детей, привыкших к трепетному отношению в семье. Особая проблема – отношение одноклассников к детям из семей эмигрантов, отличающимся внешностью, плохим знанием русского языка. Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. И родители, и учителя должны быть максимально внимательны к настроению ребенка, чтобы как можно раньше обнаружить неблагополучие. Психологическая атмосфера в классе должна заботить учителя и, особенно, классного руководителя не меньше, чем прохождение учебной программы и успеваемость. Уровень отношений между школьниками зависит от авторитета и чуткости педагогов. Ведь психологически травмированный ребенок не всегда адекватно оценивает ситуацию и может не обойтись без помощи взрослых. Но, если ребёнок не просит педагогов или родителей вмешиваться в ситуацию, а считает, что сам может с ней справиться, то следует дать ему возможность проявить самостоятельность. Излишняя опека, особенно над подростком, может привести к неблагоприятным последствиям. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». Хорошо, если осведомленность родителей не только во внешней сфере, но и во внутренней жизни ребенка станет для него привычной с малых лет. Если же обнаружится, что ситуация с моббингом зашла в тупик, стоит незамедлительно перевести ребенка в другую школу. Профилактика детского насилия вообще и моббинга в частности – прямая задача каждого школьного работника. Во многих странах требование бороться с моббингом прописано в законодательстве. Например, в Великобритании родители детей, уличенных в
моббинге и унижении других, могут расстаться с крупной суммой денег. Штраф,
который родители заплатят за "шалости” отроков, может измеряться в десятках
тысяч фунтов. Итак,
какие же бывают виды «моббинга»? -Кибермоббинг (намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим
компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации) Мальчики и девочки пользуются разными формами моббинга. Если мальчики
чаще прибегают к физическому моббингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки
охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов,
исключение из круга общения). Впрочем, эта разница относительна и
похоже, что она уменьшается. Зачастую моббинг – это развитие незамеченного учителем в самом начале конфликта между одноклассниками. Но предупреждение конфликтных ситуаций в школьном коллективе – тема для особого разговора... Продолжение следует... Ссылка на полный текст статьи в сети интернет: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-3420 |
|
Всего комментариев: 0 | |