16:11 Когда все против одного (боремся с моббингом вместе). Часть 2. |
Вот несколько советов по профилактике и предотвращении моббинга в стенах школы: -Обычно говорят, что надо не обращать на издевательства внимания, или (что хуже) посмеяться над этим и «подставить вторую щеку». Такой метод на практике себя не оправдывает. Насмешки над собой вызывают ещё больший вал насмешек от агрессоров, поскольку теперь у них «развязаны руки» издеваться стало не просто весело, но и разрешено, раз жертва сама признаёт свои проблемы. Заставив себя глотать обиды и молчать, ребёнок вполне станет получать не только обидные слова, но и пинки. При каждом удобном случае его будут стараться толкнуть, больно задеть плечом или локтем, разбросать его вещи. Естественно, в результате он может не выдержать и взорваться с ещё большей силой, чем прежде. -Взрослые, которые постоянно работают с детскими коллективами, должны обращать внимание на признаки «моббинга». Нельзя считать это обычными детскими шалостями, которые скоро закончатся. Сами они не закончатся, а только усилятся, перерастут в то, что называют «дедовщиной». Нашей психолого-социальной службой, в частности, 2 раза в год проводится социомониторинг и диагностика социально-психологического климата класса, включающая в себя социометрические методики. Эти меры помогают выявить как детей, которые подверглись или имеют реальную возможность подвергнуться моббингу со стороны одноклассников, так и детей выступающих в роли "агрессоров". Несомненно, в психологической помощи нуждаются как жертвы, так и инициаторы. Нами применяются рисуночные методики, беседы, наблюдение на уроках и переменах, индивидуальные и групповые консультации детей, родителей и педагогов. Цель: помочь ребёнку в построении текущей жизни. Обучить совладать со стрессом или агрессией в будущем. -Обидчики и их родители должны ясно понимать, что их выходки не остаются безнаказанными. Этому должны содействовать психолого-социальная служба, учителя и администрация. -Классному руководителю НЕОБХОДИМО говорить о моббинге со всем классом с участием психолога, социального педагога. Стоит
устроить классный час и попросить всех написать сочинение на тему «Почему мы
издеваемся друг над другом?», «Как избежать оскорблений?», «Хотите ли вы, чтобы
все в вашем классе были одинаковыми?» и т.п. Если все начнут задумываться над
этим, то, возможно, откажутся от случайных обидных слов в адрес более
слабого одноклассника и бессмысленных издевательств. -Если обидчики и дальше не изменят своего поведения, возможно, им нужна регулярная (например, два раза в неделю) терапия у школьного психолога и беседы с социальным педагогом. Тогда не только сам человек, но и родители наверняка поймут, что у него есть проблемы, которые требуют решения. -Учителю
не стоит выставлять на показ одноклассников недостатки учащегося,
высмеивать их, даже если порой он ведет себя не совсем адекватно,
"витает в облаках", неопрятен, не воспитан и т.п. Тем самым педагог не
только содействует моббингу со стороны одноклассников, но и сами
становится "агрессором" по отношению к ребёнку, оказывая давление, которое
может неблагоприятно повлиять на будущее ребёнка и его психологическое здоровье.
Старайтесь больше времени уделять беседам с родителями, даже если Вы не придете с ними к согласию, возможно, этот разговор поможет Вам лучше понять поведение
ребёнка, объективно взглянуть на его предпосылки. Не забывайте о терпимости и толерантности. Помните: успех в обучении по большей части определяется эмпатией между учителем и учеником, а воспитать толерантных учеников может лишь толерантный учитель. Из опыта работы общенационального проекта "Учеба без насилия" (Германия) Авторы:Дафне Гратволь / Виктор Вайц
"Важно не только учиться игнорировать оскорбительные высказывания обидчиков, - подчеркивает учитель Норберт Кемайер, - но и владеть собой, сигнализируя уверенность в себе осанкой, походкой и открытым, прямым взглядом".
В успех формулы "тише воды, ниже травы" учительница физкультуры Сибилле Вандерс тоже не верит. Она не устает повторять, что уверенности в себе, умению без применения силы отразить агрессию способствуют подвижные игры и занятия спортом.
Обидные
слова можно проигнорировать. Но что делать, если оскорбления или
рукоприкладство становятся повседневным явлением? Как вести себя, если
понимаешь, что столкновение с обидчиками неизбежно? Во-первых, постараться
сохранять самообладание, попытаться трезво оценить ситуацию и позвать, если это
возможно, кого-то на помощь. Во-вторых, попытаться убежать. И, наконец, если
нет иного выхода, оказать сопротивление.
В последние годы становится все более опасной еще одна сравнительно новая форма моббинга - в интернете. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии. Кибермоббинг - такое название получила травля во всемирной паутине. По данным института социологических исследований Forsa, опубликованным в июне 2011 года, каждый третий подросток в Германии сталкивался с кибермоббингом. Его последствиями могут быть серьезные психические проблемы и даже самоубийство. Моббинг в интернете или на школьном дворе - распространенное явление. Не случайно инициатор программы "Учеба без насилия" Сибилле Вандерс пытается передать опыт работы в борьбе с моббингом своим коллегам не только в школах Германии, но и за ее пределами. Но, по мнению учительницы, конфликтные ситуации между детьми гораздо эффективнее разрешаются совместными усилиями и в атмосфере взаимопонимания. "Моббингу способна противостоять только сплоченная команда", - уверена Вандерс.
Подведём итоги:
Моббинг
многолик, он может выражаться в форме оскорбительных замечаний, физического
насилия или равнодушия - вплоть до игнорирования. Жертвы чаще всего одиноки, а
те, кто издевается над ними, держатся в группе. У моббинга, кроме действующих
лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход
событий. Взрослые! Прежде чем учить детей толератности и эмпатии по отношению к другим давайте развивать эти прекрасные качества в себе. Помните древнюю мудрость: "Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами".
|
|
Всего комментариев: 0 | |