Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Конформный социально-психоло­гический тип личности.
21:15
Конформный социально-психоло­гический тип личности.

Если в классе ребёнка считают «подхалимами», «ябедами», «под­лизами»,они легко переступают через любые правила и запреты, для них не существует нравственных норм, самоуверен, достаточно безответственен, то, скорее всего, он принадлежит к конформному типу личности. Более подробную информацию о данном социально-психологическом типе личности, а так же о коррекции взаимоотношений с ним, Вы найдете в статье. Помните: лишь некоторые черты конформного типа личности могут наблюдаться у ребёнка, но и их вполне достаточно для её деформации в будущем и различного рода проблем в настоящем.

Конформный социально-психоло­гический тип личности ребенка
 Для него характерны следующие виды отношений:
1. К людям
Дети данного типа отличаются от других тем, что очень веселы и подвижны в играх со сверстниками. Однако товарищи с детьми «конформного» типа играют неохот­но. Ученики их считают «подхалимами», «ябедами», «под­лизами», так как они передают учителю все, что делают их товарищи.
Такие учащиеся при удобном случае стараются уго­дить учителю и понравиться. Когда им это удается, они становятся грубыми, самоуверенными, высокомерными со своими товарищами. Стараясь унизить их, они посто­янно чем-то в классе хвастают. Хвастовство, так же, как и ложь, является второй их натурой. Во всем руководству­ются только личной выгодой и совершенно безучастны к страданиям, лишениям и заботам других, хотя внешне могут и выразить сочувствие.
В обращении с людьми они просты, стараются быть фамильярными с теми, от которых зависят, заискивают перед ними и подхалимничают.
2.К деятельности
Дети этого типа не любят ни умственный, ни физиче­ский труд. Эта тенденция для них характерна во все воз­растные периоды жизни. Работая, они быстро устают, а поэтому стремятся под всякого рода предлогами отказа­ться от работы, увильнуть или устроить отвлекающее всех мероприятие. Им свойственна высокая активность, но она всегда направлена на поиск личной выгоды, поэтому они недобросовестно относятся к поручаемым им обя­занностям. В юношеском возрасте и зрелом периоде жиз­ни люди этого типа умеют мастерски создавать видимость большой деятельности, будучи руководителями коллек­тива, они имеют либеральный стиль управления людьми. Легко переступают через любые правила и запреты, для них не существует нравственных норм. У них всегда все хорошо, поскольку, мастерски хитря и подставляя дру­гих, они искусно «выходят сухими из воды» при любых ситуациях.
3. К своим возможностям
С раннего детства для них не существует ничего не­возможного, так как путем ласки, обмана и даже подкупа добиваются удовлетворения всех своих потребностей. Постепенно это создает высокую уверенность в себе, что' часто граничит с самоуверенностью. Но все достигаемое ими в жизни зависит от других людей, они используют их для удовлетворения своих планов, что делает их уязвимы­ми и зависимыми от других. Безответственно могут обе­щать людям гораздо больше, чем могут сделать на самом деле. Поэтому на них никогда нельзя положиться, так как они могут обмануть и вовсе не сознательно, и не по зло­бе, а просто так, потому что обещая, хотелось выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.
4. К коллективу
Это единственный тип детей, который не может обхо­диться без детского коллектива. Среди людей они чувст­вуют себя «как рыба в воде». Коллектив для них — это «поле» для интриг и выгодных сделок или просто наличие объектов для обирательства. Они берут понравившиеся им чужие вещи на время, а потом присваивают насовсем. Им безразлично общественное мнение коллектива, хотя внешне они могут руководствоваться интересами коллек­тива.
Они прикидываются бескорыстными людьми, гото­выми отдать все до последнего, что у них есть. Но на са­мом же деле они скупые и жадные, никогда не упускаю­щие своего интереса. Внешняя же бескорыстность -  это только средство для завоевания влияния на другого чело­века с целью вхождения к нему в доверие, чтобы в после­дующем взять гораздо больше, чем когда-то отдавал сам.
В младшем подростковом возрасте сверстники не лю­бят этих детей, не желают с ними играть, частенько их даже поколачивают за то, что они любимчики учителей и ябеды. Однако в средних и старших классах не ябеднича­ют в открытую, а наушничают, если об этом их просят учителя.
5. К себе
Очень любят себя. Любят наряжаться, смотреться в зеркало. Любовь к себе столь велика, что эгоистическая направленность пронизывает весь их образ мыслей и жизни. Смысл их жизни — удовлетворение своих лич­ных потребностей, которые очень часто не связаны с социальными, поэтому их не интересует ни процесс де­ятельности, ни его результаты. Для них главное — ис­пользовать результат, притом не важно чей, в своих ко­рыстных целях. Поэтому они никогда не бывают требо­вательными к себе, но других могут упрекать за многие недостатки. Они совершенно не самокритичны, поэто­му редко кто из^такого типа мог бьц заниматься само­воспитанием. Зато подростки и взрослые этого типа могут быть наглыми, самоуверенными, циничными, всегда готовыми ради своих удовольствий других при­нести в жертву.
6.К критике
Критику дети и взрослые этого типа практически не воспринимают. Они не возмущаются, не протестуют про­тив критических замечаний в свой адрес, они их просто не замечают.
Более того, люди конформного типа пытаются оправ­даться. У них множество аргументов, с помощью которых они могут обвинить кого угодно, но только не себя. Такое отношение к замечаниям делает их изворотливыми, для себя всегда непогрешимыми, а самое главное, дает им возможность всегда оставаться в присутствии хорошего духа и веселого безоблачного настроения.
7. К волевым проявлениям
Волевые проявления носят чисто конъюнктурный ха­рактер. Если им выгодно, то они могут быть организован­ными, дисциплинированными, инициативными. Однако это все внешняя формальная сторона их волевых прояв­лений на небольшой промежуток времени, после чего они опять могут возвращаться в свое прошлое состояние, позволяющее им вести себя так, как им вздумается или наиболее удобно и выгодно.
У этого типа детей очень часто может проявляться вы­сокая целеустремленность, чаще всего она связана с та­кими установками, которые прямо или косвенно позво­ляют удовлетворить жизненно важные их потребности. Поэтому мотивы их деятельности жестко связаны с чисто корыстными интересами.
Таким образом, конформное характерологическое свойство включает в свое содержание следующие качест­ва: нечестность, хвастовство, хитрость и изворотливость, отсутствие чуткости к людям, извлечение из всего личной выгоды, скупость и жадность, требовательность только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевета, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безраз­личие к безнравственным поступкам других, подхалимст­во, недобросовестность.
Проявление отмеченных личностных качеств позволяет им быстро приспособиться к педагогическим воздействиям. Личностные качества имеют явно нравственный изъян, - свидетельствующий больше о моральной дисгармонии уча­щихся данного типа, чем о психологической аномалии. Личностные качества позволяют «конформному» социаль­но-психологическому типу личности выходить из любых сложнейших ситуаций достаточно успешно, не чувствуя и не переживая нравственный дискомфорт.
Однако для нас было открытием, что дети «конформ­ного» характерологического типа имеют низкий интел­лектуальный показатель. В школе они обучаются удов­летворительно за счет построения хороших взаимоотно­шений с учителями. Вероятно, этим объясняется секрет, почему учащиеся всяческим образом стремятся войти в доверие к учителю, используя в этих целях ласку, угодни­чество, ябедничество, лесть, подхалимство.

Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) учитель должен помнить, что учащиеся конформ­ного социально-психологического типа любым путем бу­дут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлечь для себя выгоду. Поэто­му учителю не следует пользоваться услугами этих уча­щихся, т. е. их доносами и ябедничеством на сверстни­ков, услужливым выполнением всех прихотей учителя , или даже мелкими подачками. Все это учитель должен пресекать и не создавать прецедента для подобных форм поведения со стороны учащихся;
б) родители учащихся конформного социально-психо­логического типа чаще всего являются людьми такого же типа, как их ребенок. Такие родители стараются угодить учителю тем или иным способом, возможно путем его воз­величивания в ранг самого доброго или умного человека или путем мелких подарков, особых признаков внимания. Они считают, что если оказывают учителю услуги, то он не будет обращать внимания на безнравственные поступки детей и ставить им только положительные оценки. Отказ от подарков и знаков внимания вызывает со стороны по­добных родителей повторные попытки в более увеличен­ных формах. Поэтому основной линией поведения учите­ля должно быть честное исполнение своего профессиона­льного долга. Тогда родители быстро поймут бессмыслен­ность своих попыток подкупа учителя;
в) все безнравственные и негативные поступки детей конформного социально-педагогического типа учитель должен публично обсуждать в классе, создавая групповое мнение нетерпимости относительно лжи, обмана, подку­па. Учитель должен помнить, что если это не сделает он, то сделает ученический коллектив и не всегда в коррект­ной форме, т. е. возможны личные расправы и другие на­казания.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) желательно давать постоянные поручения в классе, которые бы приносили пользу членам коллектива и отве­чали групповым интересам, не позволяя извлекать лич­ную выгоду;
б) следует отнестись с большим вниманием к выпол­няемым этими детьми поручениям, следить за обязательным выполнением поручений до конца, пресекать по­пытки перепоручения, не создавать ситуации возможно­сти их невыполнения по каким-либо причинам;
в) желательно включать таких учащихся в различного рода самодеятельные занятия, требующие обучения ква­зипрофессиональным видам деятельности, т. е. в кружки, секции, студии, имеющие выход на будущую профессию. Многолетние занятия в них позволяют овладеть любите­льскими видами деятельности, которые в последующем могут стать профессиональным занятием, помогающим пройти оптимальную социализацию в обществе. 3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) следует помнить, что эти учащиеся всегда завыша­ют свои возможности. У них никогда нет никаких проб­лем, т. к. свои задания либо перекладывают на других, либо просто не выполняют. Поэтому нужно отмечать все случаи заносчивости, обмана, невыполнения взятых на себя обязательств. Особенно необходимо останавливать таких детей, когда они начинают хвастать чем-либо, чаще всего привирая и вводя других в заблуждение;
б) для того, чтобы учащиеся этого типа адекватно оце­нивали свои возможности, необходимо повысить ответ­ственность за свои поступки и действия. Для этих целей можно использовать мнение коллектива учащихся, а так­же собственный авторитет педагога;
в) желательно применять иносказательный метод, рассказывая детям о литературных героях и приводя реа­льные примеры, показывающие, что ложь, обман, хит­рость и изворотливость могут быть наказуемыми и не всегда одобряются в обществе.
4. В сфере отношений в коллективе:
а) зная, что для детей конформного типа коллектив .является средством для реализации их хитроумных пла­нов и желаний, учителю следует использовать влияние коллектива, применяя метод лишения общения или же заключая специальные договора, нарушение которых
влечет за собой самоизоляцию;
б) следует также помнить, что само по себе лишение коллектива не имеет прямого воздействия на детей кон­формного типа. Для них важно не потерять благоприят­ные взаимоотношения с членами коллектива, возможность дурачить других детей, пользоваться их услугами и расположением;
в) следует пресекать наклонности детей этого типа производить обмены, торг внутри класса и за его предела­ми, брать без спроса чужие понравившиеся им вещи. Не­льзя относиться легкомысленно к стремлению этих детей манипулировать другими;
г) необходимо поощрять бескорыстие этих детей, если они пытаются что-то сделать в интересах коллектива и его членов, заведомо отсекая стоящую за благородным поступком попытку извлечения личной выгоды.
5. В сфере отношения к себе:
а) следует помнить, что высокая эгоистичность детей этого типа требует от учителя постановки таких учащихся в ситуацию вынужденного отказа от выгодных только для него сделок;
б) учитывая постоянное стремление у этих детей к удовлетворению своих личных потребностей с минималь­ными энергетическими затратами и без учета интересов окружающих, необходимо создавать ситуации достиже­ния удовольствий путем личных трудовых вкладов без привлечения других детей;
в) не допускать случаев, когда дети этого типа начина­ют осуждать тех, кто пытается что-то сделать для других, но у него ничего не получается. Нужно обращать внима­ние на то, чтобы учащиеся чаще предъявляли требования к себе, чем к другим.
6. В сфере отношения к критике:
а) следует помнить, что критика этих детей бессмыс­ленна, т. к. они ее не воспринимают. На них действует только неудобство положения, в которое они попадают. Следовательно, ни общественные порицания, ни разго­воры педагога с глазу на глаз не имеют эффекта для кри­тического восприятия ими замечаний. Поэтому только метод общественного или индивидуального игнорирова­ния поступков и действий этих учащихся вынуждает их задуматься над смыслом совершенных ими деяний;
б) необходимо учитывать, что дети этого типа посто­янно оправдывают свои неблаговидные поступки путем обвинения других и придумывания правдоподобных ис­торий в свое оправдание. Поэтому следует тщательно раз­бираться в истинности положения и тех ситуациях, в ко­торых могут пострадать другие учащиеся. Необходимо оперировать фактами и беседовать с реальными участни­ками конфликтных ситуаций.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) так как все волевые проявления этих учащихся чаще всего связаны с мотивами получения удовольствий от результатов деятельности, то следует у детей такого типа формировать устойчивый интерес к общественно полезным видам деятельности вместо тех, к которым стремятся эти учащиеся, т. е. к пустому времяпрепровож­дению, курению, употреблению спиртного и т.д.;
б) следует осторожно относиться к инициативам, про­являемым детьми этого типа, т. к. они чаще всего носят авантюрный характер, и при этом могут пострадать не­практичные учащиеся и сам педагог. В связи с этим необ­ходимо достаточно глубоко продумывать те предложения, которые поступают от таких учащихся, просчитывая по­следствия своих и их действий.
Успехов!


Просмотров: 1993 | Добавил: psyholog | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: