Главная » Статьи » Рекомендации родителям » Мои статьи

Презентация "Трудности и любовь в подростковом возрасте..."
ССЫЛКА НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ: http://yadi.sk/d/yyoVoAB6CcFAG

Комментарии к презентации:

Слайд 2.

Что происходит?

  • Пересмотр привитых догм и своего положения в семье,
  • Эмансипация от семьи,
  • Выработка собственного мировоззрения,
  • Формирование социального сознания,
  • Стремление к независимости,
  • Потребность в самоутверждении и самовыражении,
  • Проявляется желание «быть как все» ,
  • Повышенное любопытство.,
  • Ухудшение поведения,
  • Демонстративные эмоциональные реакции ,
  • Снижение интеллектуальных способностей,
  • Снижение интереса к учебе ,
  • Тотальная влюбленность….

Слайд 3

Почему так происходит?

  • половое и психосексуальное созревание,
  • определение своей психосексуальной ориентации и своих предпочтений,
  •  снижение психосоциальных приоритетов (к примеру, учёбы).

Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга, и, как следствие, на поведение и эмоциональные реакции подростков. Интеллектуальные способности учащихся при этом могут временно снижаться. На фоне снижения интереса к учебе может появиться так называемая тотальная влюбленность

Кстати, учеба для подростка в основном - это не приобретение знаний, а возможность пообщаться со сверстниками, "себя показать и других посмотреть", определить свое место в группе.

Слайд 4

Страхи родителей

  • Снижение успеваемости,
  • Затруднения с выбором карьеры в будущем,
  • Употребление психоактивных веществ,
  • Принадлежность к какой-либо ассоциальной группе сверстников,
  • Разделение ценности и следования нормам поведения представителей подростковых субкультур,
  • Ассоциальное поведение,
  • Сексуальные практики,
  • Уход из дома,
  • Суицидальные попытки…

Слайд 5

Страхи подростков

  • Несоответствующий внешний вид,
  • Изменения, происходящие в организме и с телом,
  • Сексуальный опыт и сексуальные проблемы,
  • Взаимоотношения со сверстниками,
  • Отношения с родителями и взрослыми вообще.

Слайд 6

Задачи, возложенные на подростков ими, взрослыми и социумом

  • стремительное наращивание знаний, умений,
  • становление нравственности и открытия собственного «Я»,
  • обретение новой социальной позиции.
  • потеря детского мироощущения,
  • мучительно тревожные сомнения в себе и в своих возможностях.
  • постоянная тренировка силы воли (учиться не хочется, но делать это надо),
  • стремление к автономии от родителей
  • построение доверительных отношений со сверстниками
  • поиск  положительных, позитивных сил для того, чтобы любить себя и других

слайд 7

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков

  • Реакция группирования со сверстниками-

залог будущих успешных или неуспешных отношений с людьми, залог умения строить отношения, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушивать чужую. Это также построение своей самооценки и представления о себе (на языке специалистов - я-концепции), понимание себя через познание других таких же подростков, понимание своих мыслей и поступков.

Слайд 8

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)

  • Если родители жестко противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, то это может привести к заострению этой реакции, к её усилению, и тогда реакция из нормативной, возрастоспецифической перерастет в условно патологическую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете. Или подросток может найти ассоциальную группу товарищей в знак протеста.

Слайд 9

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков

  • Реакция эмансипации

формирует жизненную позицию во взрослой жизни - плыть по течению, подчиняться, или самому активно влиять на свою судьбу, руководить, управлять. Кроме того, сознание того, что что-то решил или сделал сам, очень влияет на самооценку и представление о себе, придает уверенности.

Слайд 10

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)

  • Если родители и педагоги чрезмерно реагируют на проявление попыток независимости подростка, то это заостряет и усиливает эту реакцию, переводя её в условно-патологическую, проявлениями которой может быть ранний уход подростка из дома, из родительской семьи, разрыв отношений с родителями.

Слайд 11

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков

  • Хобби-реакции

Смысл этой реакции может быть разный - от стремления к объединению с себе подобными до эстетического наслаждения в одиночестве, от стремления испытать себя до ощущения чувства безопасности, но в любом случае хобби - это способ получить удовольствие, расслабиться, заглянуть в себя, что тоже чрезвычайно важно для подростка.

Слайд 12

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)

Если конечно хобби не сопряжено с причинением вреда себе или другим людям, подростка не следует преследовать или при каждом удобном случае говорить, что это - полная ерунда, а думать надо о ... (будущем, учебе, карьере и т. п.). В обратном случае реакция увлечения выльется в протестные формы и нигилизм всех без исключения взрослых ценностей.

Подростковые хобби подобны ветрянке - этим переболеют, и всё будет хорошо. Так что родителям следует набраться терпения и уважительно относиться к музыке, которую слушает подросток, атрибутике и одежде, которую он носит, взглядам, которые он выражает.

Слайд 13

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков

  • Исследовательский интерес

Ранний интерес к противоположному полу, интерес к эротике, порно-сайтам, "грязные" разговоры, сальные анекдоты Это способ "заземления" (т. е. сброса напряжения, тревоги) волнующих подростков эротических и других телесных переживаний (физиологические изменения своего тела)

Слайд 14

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)

Если взрослые реагируют на данную реакцию неадекватно, усилив или извратив картину происшедшего, то последствия могут быть весьма трагичны - вплоть до ухода подростка из жизни (более "мягкий" вариант - "забить" на школу, пуститься "во все тяжкие").

Что могут делать родители - так это в удобный момент адресовать подростка к специалистам или информации, которые помогут ему (ей) найти ответы на вопросы, или спокойно, без паники и суеты, самим дать нужную информацию (если удалось сохранить со своим чадом доверительные отношения и сами родители имеют необходимую информацию и умеют деликатно ее передать подростку).

Кроме того рекомендацией родителям и педагогам может быть рекомендация не подавлять, а направлять сексуальную энергию подростка в безопасное для его (ее) же здоровья русло. Использую сублтмацию.

"Сублимация" - перевод сексуальной энергии в социально приемлемое русло, в другие виды деятельности (занятия спортом, творчество, учеба, танцы).

Значение и роль секса в жизни человека при сублимации подростки не отрицают, но высокие моральные установки обеспечивают легкость замещения сексуальных переживаний – «знаю, что и когда можно». Данный вариант сексуального поведения для подростков наиболее оправдан и благоприятен с точки зрения влияния на соматическое и репродуктивное здоровье.

Слайд 15

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков

  • Тотальная любовь

Этот фактор подростки называют в качестве ведущего повода начала сексуальных отношений. В действительности же под словом «любовь» подростки понимают желание любить и быть любимым. Подростку просто хочется найти человека, который бы его любил, жалел, заботился и говорил ему добрые слова. Ради такого человека подросток готов на все. Фактически половой партнер в этой группе подростков выполняет функции семьи.

Слайд 16

Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)

Отношение к платонической стадии со стороны родителей и педагогов должно быть чутким, ни в коем случае нельзя высмеивать все эти ахи и вздохи. Именно ранняя подростковая влюбленность в значительной степени формирует эмоциональность и чувственный компонент любви.

Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут толкнуть подростка на девиантное или даже суицидальное поведение, реакции оппозиции, протеста, уход из дома. Родителям и педагогам следует с пониманием и терпением пережить этот этап, понимая, что неизбежно наступит следующий.

 Перед периодом полового созревания можно и нужно и самим родителям, даже без соответствующих вопросов подготовить юношу или девушку к переменам происходящим в их теле и психике, объяснив, что все это нормально, естественно, не зазорно, не болезнь, что естественен и интерес к лицам противоположного пола, что на этом будет основываться в дальнейшая крепкая дружная семья.

Если этого не произойдет, останется только телесный бессознательный компонент.

Слайд 17

Что делать?

  • Заменит стиль воспитания «гиперопека» на сотрудничество
  • Отказ от директивных форм общения-переход на диалог
  • Общение с подростком на равных, отказ от роли советчика, мудреца, который все знает и «укажет правильный путь» подростку.
  • Обсуждение проблемы с прояснением всех возможных последствий или перспектив дальнейшего развития событий. важно,рассказывать о последствиях «завтра».(подросток гипертрофированно воспринимает события сегодняшнего дня, отсутствует понимание их связи с событиями в будущем).

Слайд 18

  • Обеспечить подростка информацией, на основе анализа которой он может самостоятельно принять решение («это мое решение»).
  •  Школа должна оставаться местом основных событий, происходящих с подростком, чтобы этим местом не стала улица или какие-нибудь иные неблагоприятные места, У подростков должна быть возможность общаться и проявлять себя не только в учебных формах деятельности.
  • Находите как можно больше поводов для похвалы за те или иные успехи и достижения, особенно это важно для закрепления успеха.

Слайд 19

Если у Вас возникают конфликты на почве круга общения подростка:

  • обговорите, что его привлекает в этих людях, или почему ему интересно сидеть часами в социальных сетях?
  • покажите ему, что принимаете его точку зрения.
  • предложите и обсудите другие, альтернативные, варианты получить положительные эмоции, но в других ситуациях, с другими людьми.

Слайд 20

Специальные приемы, которые способствуют поддержанию атмосферы доверия в общении

Слайд 21

Техника Я-сообщения

С её помощью можно информировать подростка о чувствах взрослого, которые возникают в ответ на те или иные его действия. При этом Я-сообщение не содержит обвинительного контекста, а лишь констатирует происходящее и реакцию другого на это.

Пример:

  • «Ты опять пришел поздно! Завтра никуда не пойдешь!»
  • «Я очень расстроена тем, что ты нарушил нашу договоренность и не пришел домой в то время, которое мы оговорили заранее. Это происходит уже не в первый раз, поэтому я вынуждена буду запретить тебе вечерние прогулки с друзьями».(Я-сообщения)

Слайд 22

Приемы во время разговора

  • проявление искреннего интереса к проблемам подростка, подлинное желание помочь; важно помнить, что подросток тонко чувствует, интересуются ли им по-настоящему или это формальное проявление внимания к нему;
  • необходимо уделять внимание подростку, нельзя во время беседы с ним заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, заниматься домашним хозяйством и т.п.); внимательное, чуткое отношение к проблемам взрослеющего человека позволит ему почувствовать свою значимость и понимание взрослым важности его проблем;
  • надо предоставить подростку максимальную возможность высказаться; помнить о том, что он не хочет выслушивать поучения и мудрые советы, а хочет рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни;
  • не следует проявлять излишнее любопытство;
  • не нужно быть похожим на детектива и пытаться узнать то, о чем подросток не хочет говорить;
  • к проблемам подростка необходимо относиться без осуждения. Важно не оценивать, а слушать, слышать и понимать

слайд 23

Выразить поддержку подростку можно используя следующие выражения:

  • «Ты все равно молодец, потому что ....»– высказывание содержит указание на сильные стороны личности подростка, позволяет ему вернуть веру в самого себя.
  • «Мне это знакомо, я тоже сталкивался с похожей ситуацией»– информирование подростка о том, что его проблема не уникальна, встречалась в опыте других людей. Это означает, что, во-первых, проблему можно решить, во вторых, снижается чувство вины, ощущение собственной никчемности, так как и с другими «такое бывает».
  • «Благодаря этому ты....»– указание на положительные моменты случившегося позволяет увидеть проблему с несколько иной точки зрения и , возможно, изменить взгляд на ее решение.

·          «Давай вместе попробуем разобраться в случившемся...»-предложение помощи по преодолению трудной ситуации является действенным видом оказания психологической поддержки, так как дает подростку веру в то, что проблема может быть решена.

·         «Знаешь, это действительно сложно... Я не уверен, что мог бы поступить иначе...» – указание на объективную сложность ситуации приводит к тому, что у подростка снижается чувство вины за произошедшее, повышается самоуважение.




Источник: http://shishkinily.narod.ru/ranpol.html, http://yadi.sk/d/LJRVvSIiCcGPA
Категория: Мои статьи | Добавил: psyholog (13.11.2013)
Просмотров: 5363 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: